Верженцем которой был Шпет. Он также стремился ознакомить
своих студентов с новыми для того времени психологическими на-
Правлениями - психоанализом, бихевиоризмом.
Будучи широко образованным человеком, он хорошо ориенти-
Ровался в современных ему зарубежных научных школах, прини-
Мал участие практически во всех международных психологических
Конгрессах. Поэтому он не мог не оценить значение Вюрцбург-
Ской школы, важность поворота от исследования элементарных
Психических процессов к изучению высших познавательных функ-
Ций. Это был выход к феноменологии познания, который откры-
Вал, как совершенно справедливо отмечал Челпанов, перспективы
Для дальнейшего развития психологии, преодоления ею методоло-
Гического кризиса. Значение этих экспериментов для него было свя-
Зано и с тем, что они подтверждали его философскую концепцию.
Предметом его размышлений были главным образом вопросы,
Связанные с теорией познания, гносеологией, поскольку он, как
Лопатин, Введенский и другие ведущие психологи того времени,
Считал, что звеном, связующим философию и психологию, явля-
Ется гносеология.
Гносеологические и психологические исследования Челпанова
Близки по своей философской основе к неокантенианству. Он счи-
Тал, что познание невозможно без наличия в сознании априорных
Элементов и идей, объединяющих наши чувственные представле-
Ния в цельное знание, в опыт субъекта. О существовании априор-
Ных идей человек узнает из своего внутреннего опыта. В работах
≪Душа и мозг≫, ≪Восприятие пространства≫ Челпанов утверждал,
Что в результате самонаблюдения и самоанализа собственных впе-
Чатлений и возникают априорные понятия пространства, времени,
Причинности и др.
Задачи психологического исследования он видел в точном и
Объективном изучении отдельных элементов и фактов психической
Жизни, основанном как на экспериментальных данных, так и на
Результатах самонаблюдения. Таким образом, подход Челпанова
К эксперименту вытекал из его методологических, философских
Позиций. Поэтому главным методом в его концепции оставалось
Самонаблюдение, хотя он подчеркивал необходимость дополнения
Этого метода данными эксперимента, сравнительной и генетиче-
Ской психологии.
Гносеологические взгляды Челпанова объясняют и его позицию
При решении психофизической проблемы. Разъяснению этой пози-
Ции и его взгляда на взаимоотношения психического и физического
посвящена книга ≪Душа и мозг≫ (1900). Полагая, что психология
Должна исследовать природу души и сознания, он считал материа-
Лизм учением, непригодным для решения этих задач, поскольку,
По его мнению, такие понятия, как материя и атом, являются умо-
Зрительными, а не опытными. Таким образом, в психике он видел
Два полюса - материю, головной мозг, с одной стороны, и субъек-
Тивные переживания, с другой. Основываясь на этом взгляде, он не
мог не прийти к идее о параллелизме души и тела. В работе ≪Душа
и мозг≫ он писал, что ≪дуализм, признающий материальный и
Особенный духовный принцип, во всяком случае, лучше объясняет
психические явления, чем монизм≫.
Вопросы, связанные с изучением границ и пределов познания,
Всегда занимавшие ученого, в период работы в ГАХНе он связы-
Вал с исследованием возможностей эстетического восприятия. Ис-
Следования искусства основывались на принципах, которые были
Установлены Челпановым при изучении личности, души человека.
Им предложен особый метод познания личности (а позже искус-
ства) - метод ≪вчуствования≫. Сущность его в том, чтобы не на-
Блюдать факты со стороны, не объяснять их, а самому их пережить,
Пропустить их через себя. Если развитие сознания, по его мнению,
Связано с восприятием окружающего мира, то развитие самосозна-
Ния формируется при осознании человеком своего внутреннего
Мира, причем активную роль в этом процессе Челпанов отводил
Воле. По его мнению, именно при осуществлении произвольного
Движения происходит осознание того, что это движение связано
с собственным желанием, т.е. ≪тело осознается моим потому, что
оно подчиняется моему ≪Я≫. Расширенный образ ≪Я≫, в котором
Соединяется представление о внутреннем мире с представлением о
Теле, и является, по мнению Челпанова, личностью. Челпанов изу-
Чал как психологические, так и психофизические причины появле-