Всю полноту возмездия за свои дела еще на земле, когда за каким-
То радостным событием следует огорчение от того, что радость
Была получена в ущерб другому. Точно так же и горе может впо-
Следствии компенсироваться радостью. Он также дал весьма ориги-
нальное определение счастья: ≪Счастье заключается в правильном
И нормальном равновесии удовольствий и страданий как в их ка-
честве, так и порядке их смены≫. Это определение счастья во мно-
Гом стало основой его дальнейших работ, связанных с исследова-
Нием свободы воли.
Вопрос о свободе воли Грот рассматривал как проблему отно-
Шения мотивов воли к ее актам, т.е. сводил его к вопросу о возмож-
Ности такой абсолютной свободы психической деятельности, кото-
Рая бы совершенно не зависела от другой деятельности, а также к
Вопросу о характере зависимости человека от своего состояния.
Оспаривая популярный в то время взгляд Шопенгауэра, который
Писал, что сферою свободы воли является сфера внеиндивидуаль-
Ная, Грот, наоборот, ввел эти отношения внутрь человека, а для
Объяснения их действия использовал распространенную в то время
Теорию сохранения энергии, рассматривая ее в качестве основы ба-
Ланса психических и биологических сил человека.
Грот выделял в человеке два основных стремления - отрицатель-
Ное (с его точки зрения), которое заключается во влечении к чувст-
Венному, материальному существованию, и положительное, кото-
Рое состоит в стремлении к вечности. В норме эти идеальные
Стремления и есть высшие человеческие чувства, а выражением сво-
Боды личности является осознание возможности падения (к жизни
Только материальной) и возрождения (к жизни в вечности) лично-
Сти. Таким образом, подчеркивал Грот, свобода личности пред-
Ставляет собой и положительное и отрицательное понятие одно-
Временно. При этом сама проблема наличия или отсутствия свобо-
Ды воли может быть понята и решена лишь на основе самосознания
Человека, на основе осознания человеком свободы своего выбора
Той или иной формы деятельности, т. е. на основе решения вопроса
О сознательном отношении воли к ее деятельности.
Делая вывод о том, что ≪развитие в индивидууме личной воли
Возвращает ему свободу действия или бездействия и является осно-
вой, направляющей и определяющей саморазвитие личности≫, Грот
Фактически говорил о том, что развитие личности направлено
Прежде всего на борьбу с опасностью ограничения воли, которая
Исходит как от внешнего мира, так и от наследственной организа-
Ции человека, его тела. Таким образом, он пришел к основной для
его концепции идее о том, что ≪свобода личной воли есть дар еди-
ной вселенской воли, но достигаем мы ее самостоятельно, в процес-
се нашего индивидуального саморазвития≫.
Грот фактически не столько обосновывал возможность свобод-
Ного и осознанного выбора поведения, сколько говорил о том,
Какой стиль жизни необходимо избрать для того, чтобы поведение
И вся жизнь человека могли рассматриваться как нравственные и
Правильные. При этом он, как и большинство отечественных уче-
Ных, однозначно негативно относился к различным проявлениям
Инстинкта жизни, в то время как в зарубежной культуре такого одно-
Значного отрицания нет. Более того, некоторые интеллектуалы, в
Частности Фрейд и писатель Б. Шоу, материальное стремление к
Продолжению своей жизни рассматривали как мощный фактор са-
Моразвития личности.
Большое значение Грот придавал просветительской деятельно-
Сти, распространению психологических знаний в обществе. Созна-
вая, что университетская наука в России еще молода и, следова-
тельно, академические знания доступны небольшому слою людей,
Грот, как и многие профессора Московского и Петербургского
университетов, стремился к созданию кружков, общедоступных
Курсов, чтению открытых лекций. В частности, он работал в Мос-
Ковском психологическом обществе, участвовал в создании журна-
ла ≪Вопросы философии и психологии≫.
Возглавляя Психологическое общество, Н. Я. Грот старался на-
Править его интеллектуальную энергию в русло, отражающее акту-
Альные запросы общества. Так, в 1887-1889 гг. в Московском пси-
Хологическом обществе развернулась дискуссия о свободе воли -