На фактах истории языка Потебня доказывал, что люди рожда-
Ются только со способностью чувственного восприятия и не имеют
Врожденных категорий времени, пространства, причины и других.
Эти понятия оформляются при овладении словом. Трансформиро-
вав понятие об апперцепции, он выдвинул положение об ≪аппер-
цепции в слове≫. То есть сознание субъекта выступало в качестве
Производного языковой структуры, которая объективна, не зависит
От индивидуальных свойств личности и обусловлена принадлеж-
Ностью к одному и тому же народу.
Потебня стимулировал появление ориентированной на его идеи
Научной школы, поставившей задачу разрабатывать проблемы тео-
Рии и психологии творчества и издававшей специальный журнал
По этой проблематике.
* * *
Анализ рассмотренных концепций доказывает, что в России в
Е годы XIX в. были созданы значительные психологические
Теории, в которых вырисовываются отдельные черты, характер-
Ные для дальнейшего развития российской психологии.
Ученые в этот период предлагали несколько путей построения
Российской психологии - на основе естественных наук, на основе
Философии и на основе лингвистики.
Практическая направленность, характерная для психологии
Того времени, была вызвана необходимостью использования ее
Данных при проведении важнейших реформ. Так, судебная реформа
Поставила такую важную проблему, как развитие нравственности и
Свободы воли.
Формирование самоуправления, проведение земской и кресть-
Янской реформ подняли не менее значимый для российской науки
Вопрос о взаимоотношениях народа, интеллигенции и власти. Не-
Обходимость решения этого вопроса связывалась с попытками
Получить от психологии рецепты преодоления кризиса и проведе-
ния реформ на основе анализа структуры ≪русской души и русского
характера≫.
Появление теорий Сеченова, Троицкого, Кавелина, Козлова,
Владиславлева, Потебни и других ученых того времени доказывает,
Что взаимосвязь с западной психологией обогащала отечественную
Науку. Российские ученые отказались от голого копирования, ре-
Презентации полученных западными коллегами фактов и законов,
Стремясь к их творческой интерпретации. Привнесение в западно-
Европейскую схему идеи нравственного и эмоционального разви-
Тия, положений о роли культуры и слова в становлении психики
Позволило отечественной психологии разработать оригинальные
научные концепции психического, примером которых могут слу-
Жить взгляды Сеченова, Кавелина и Потебни.
Психология на рубеже XIX-XX веков
Социальная ситуация, сложившаяся в обществе в 90-х годах
XIX в., привела к изменениям в идеологических и научных уста-
Новках. Если в 60-80-е годы общество преклонялось перед наукой,
Особенно наукой естественной, о чем говорилось выше, то уже к
М годам общественное настроение начало заметно изменяться,
Появились апатия, усталость от нереализованных политических
Обещаний, неверие и негативизм по отношению к науке.
Стали изменяться ценностные ориентации интеллигенции. В
России в XIX в. образовалось, по крайней мере, две группы интел-
Лигенции, которые занимались гуманитарными проблемами, и обе
Группы имели ярко выраженную идеологическую, ценностную ок-
Раску. Эта идеология, выработанная на основе разного понимания
Исторического развития и разного мнения о значении того или
Иного исторического периода, влияла на формирование методоло-
Гических основ формирующейся психологии. В 60-70-е годы боль-
Шее распространение и популярность имели либерально-народни-
Ческие взгляды, ориентирующие Россию на общечеловеческий, с
Европейским уклоном, путь развития. Привлекательность этой по-
Зиции постепенно уменьшалась, начиная с 80-х годов, и к концу
века на первый план вышла противоположная позиция, в которой
Превалировали охранительные тенденции, нацеливающие Россию
На поиски самобытных, присущих только ей путей развития.
Анализируя изменение ценностных ориентации, Стасюлевич
Справедливо замечал, что поиск причин смены идеологических
Установок является задачей прежде всего психологии. Разочарова-
Ние в позитивной науке и поворот к религии, мистике, характерные
Для этого периода, были закономерным процессом, следствием
Завышенных ожиданий, связанных с естественными науками. Убе-