Чество, но мы перенимаем обычно уже готовый язык, а не изобре-
Таем его каждый раз заново. Таким образом, взрослый своей по-
Мощью, обучением сокращает путь изобретательства ребенку, на-
Правляя его мысль в нужную сторону.
Не менее важно для психического становления развивать по-
Нимание речи других, что, по мнению Потебни, также является
Творческим процессом. При понимании человек, слушая другого,
Должен сначала подражать ему, проговаривая про себя (а иногда и
Вслух) обращенные к нему слова. В какой-то степени теория Блон-
Ского о том, что речь развивается путем подражания звукам других
Людей, перекликается с этими взглядами Потебни или вытекает из
Них. Потебня практически использовал понятие эгоцентрической
речи (не употребляя этого термина), так как писал, что не только
Других, но и самого себя ребенок или малообразованный человек
Не может понимать без того, чтобы не проговаривать пришедшие
Им в голову мысли вслух.
Сложность понимания речи в том, что в разговоре мы не пере-
Даем какой-то определенный знак (значение), но затрагиваем звено
В цепи чувственных представлений и понятий. Поэтому при пони-
Мании речи другого происходит как бы воссоздание аналогичных,
Но не тех же самых, не тождественных понятий. На этом основании
Потебня делает вывод о том, что ≪понимание есть одновременно
и непонимание≫, так как абсолютно строй представлений и об-
Разов разных людей не совпадает. Чем точнее мы поймем, что
Именно хотим сказать, какую информацию передать другому, тем
Более правильную форму найдем для своих мыслей и, таким об-
Разом, более адекватно воздействуем на сознание другого человека,
Который сможет воссоздать соответствующие нашим мыслям по-
Нятия.
Так что слово помогает понять не только другого, но и себя са-
Мого. Оно связывает воедино отдельные части жизни, прошлое с
Настоящим. Поэтому именно слово является основой самосознания
Человека, именно оно выстраивает хаотические мысли в цельную
Картину своей жизни и помогает создать свой собственный образ.
В изучении проблемы ментальности подход Потебни сущест-
Венно отличался от общепринятой в то время точки зрения. Разви-
Тие народности он связывал с развитием языка, появлением мифов
И религии, не отождествляя тем не менее эти понятия, как Лацарус,
Штейнталь и Вундт. Разделяя понятия ≪народ≫, ≪народность≫ и
≪национальность≫, Потебня утверждал, что в народности форма
Важнее содержания (особенно динамика, развитие этой формы),
В то время как национальность важна, прежде всего, своей идеей,
содержанием. Он связывал народность с языком, считая, что это,
скорее, ощущение общности, народного единства в смысле ≪обще-
ния мысли, установляемого единством языка≫. В то время как на-
Родность является неосознанным или полуосознанным понятием,
Идея национальности возникает всегда осознанно и связана с вы-
Делением данного народа из других, т. е. с осознанием его особен-
ностей. Идея национального самоопределения дает толчок мыслям
О своеобразии какой-либо нации, о ее преимуществах по сравнению
С другими нациями. Вот в этом-то и видел, совершенно обоснован-
Но, Потебня источник негативных тенденций в понятии нацио-
Нальности. Характеризуя такое актуальное понятие, как нацио-
Нальная идея, Потебня, как и В.Соловьев, приходил к выводу, что
Она всегда является мессианской. Если нет и не может быть отри-
Цательных характеристик народности, как не может быть лучших
Или худших народов, то идея национальности амбивалентна и
Может служить как прогрессу, так и реакции. При этом националь-
Ная идея может стать препятствием на пути развития не только
Народа, но и личности, лишая ее необходимой свободы самовыра-
Жения. Потебня также подчеркивал, что национальная идея не
Является непременным атрибутом народа, но возникает время от
Времени как умысел отдельных лиц и только в редкие, критические
Периоды овладевает всем народом.
В отличие от многих ученых Потебня считал, что изоляция,
Стремление сохранить в нетронутом виде язык, обряды и другие
Элементы народной жизни скорее ведут к денационализации, чем
Открытость и общение с другими народами (что подтверждается
работами современных этнографов и этнопсихологов), так как для
Развития личности необходимо общение с другими личностями, а
Для развития народа необходимы контакты с другими народами.