Чество, но мы перенимаем обычно уже готовый язык, а не изобре-

Таем его каждый раз заново. Таким образом, взрослый своей по-

Мощью, обучением сокращает путь изобретательства ребенку, на-

Правляя его мысль в нужную сторону.

Не менее важно для психического становления развивать по-

Нимание речи других, что, по мнению Потебни, также является

Творческим процессом. При понимании человек, слушая другого,

Должен сначала подражать ему, проговаривая про себя (а иногда и

Вслух) обращенные к нему слова. В какой-то степени теория Блон-

Ского о том, что речь развивается путем подражания звукам других

Людей, перекликается с этими взглядами Потебни или вытекает из

Них. Потебня практически использовал понятие эгоцентрической

речи (не употребляя этого термина), так как писал, что не только

Других, но и самого себя ребенок или малообразованный человек

Не может понимать без того, чтобы не проговаривать пришедшие

Им в голову мысли вслух.

Сложность понимания речи в том, что в разговоре мы не пере-

Даем какой-то определенный знак (значение), но затрагиваем звено

В цепи чувственных представлений и понятий. Поэтому при пони-

Мании речи другого происходит как бы воссоздание аналогичных,

Но не тех же самых, не тождественных понятий. На этом основании

Потебня делает вывод о том, что ≪понимание есть одновременно

и непонимание≫, так как абсолютно строй представлений и об-

Разов разных людей не совпадает. Чем точнее мы поймем, что

Именно хотим сказать, какую информацию передать другому, тем

Более правильную форму найдем для своих мыслей и, таким об-

Разом, более адекватно воздействуем на сознание другого человека,

Который сможет воссоздать соответствующие нашим мыслям по-

Нятия.

Так что слово помогает понять не только другого, но и себя са-

Мого. Оно связывает воедино отдельные части жизни, прошлое с

Настоящим. Поэтому именно слово является основой самосознания

Человека, именно оно выстраивает хаотические мысли в цельную

Картину своей жизни и помогает создать свой собственный образ.

В изучении проблемы ментальности подход Потебни сущест-

Венно отличался от общепринятой в то время точки зрения. Разви-

Тие народности он связывал с развитием языка, появлением мифов

И религии, не отождествляя тем не менее эти понятия, как Лацарус,

Штейнталь и Вундт. Разделяя понятия ≪народ≫, ≪народность≫ и

≪национальность≫, Потебня утверждал, что в народности форма

Важнее содержания (особенно динамика, развитие этой формы),

В то время как национальность важна, прежде всего, своей идеей,

содержанием. Он связывал народность с языком, считая, что это,

скорее, ощущение общности, народного единства в смысле ≪обще-

ния мысли, установляемого единством языка≫. В то время как на-

Родность является неосознанным или полуосознанным понятием,

Идея национальности возникает всегда осознанно и связана с вы-

Делением данного народа из других, т. е. с осознанием его особен-

ностей. Идея национального самоопределения дает толчок мыслям

О своеобразии какой-либо нации, о ее преимуществах по сравнению

С другими нациями. Вот в этом-то и видел, совершенно обоснован-

Но, Потебня источник негативных тенденций в понятии нацио-

Нальности. Характеризуя такое актуальное понятие, как нацио-

Нальная идея, Потебня, как и В.Соловьев, приходил к выводу, что

Она всегда является мессианской. Если нет и не может быть отри-

Цательных характеристик народности, как не может быть лучших

Или худших народов, то идея национальности амбивалентна и

Может служить как прогрессу, так и реакции. При этом националь-

Ная идея может стать препятствием на пути развития не только

Народа, но и личности, лишая ее необходимой свободы самовыра-

Жения. Потебня также подчеркивал, что национальная идея не

Является непременным атрибутом народа, но возникает время от

Времени как умысел отдельных лиц и только в редкие, критические

Периоды овладевает всем народом.

В отличие от многих ученых Потебня считал, что изоляция,

Стремление сохранить в нетронутом виде язык, обряды и другие

Элементы народной жизни скорее ведут к денационализации, чем

Открытость и общение с другими народами (что подтверждается

работами современных этнографов и этнопсихологов), так как для

Развития личности необходимо общение с другими личностями, а

Для развития народа необходимы контакты с другими народами.

Наши рекомендации