Ной немецкой психологической школы.
Признавая приоритетное значение сенсуализма и английской
Психологической школы, Троицкий и в следующих своих работах -
≪Наука о духе≫ (1882), ≪Учебник логики≫ (1885) - развивал идеи
Ассоцианистической психологии, доказывая, что все психические
Процессы формируются благодаря различным законам ассоциа-
Ций - смежности, сходства, контраста и т.д. Центральное место в
Его концепции занимала теория познания, которую он в значитель-
Ной мере отождествлял с психологией и логикой. При этом он вы-
Делял в исследованиях мышления три направления - историческое,
Которое ставит своей задачей изучение индивидуального, собствен-
Но психического пути формирования человеческой мысли; логиче-
Ское, которое исследует общие законы познания; трансценденталь-
Ное, исходящее из идей умозрительного порядка.
Хотя проблема творчества и не была для Троицкого такой же
Значимой, как для других психологов того времени, тем не менее
Он уделял ей значительное внимание, связывая ее главным образом
С особенностями личности, хотя и не отрицая того факта, что осно-
Вывается творческий акт на мыслительных операциях, строящихся
По законам ассоциаций. При этом творчество для него символично,
Так же как и культура. С его точки зрения, символическое творче-
ство человека всегда развивается от подражания ≪в сторону отре-
Шения от этой подражательности к развитию и поддержанию его
самобытности и оригинальности≫. Сохранение символического
Творчества отдельного человека является для Троицкого формой
Сохранения его личности. Он, как и впоследствии символисты,
Подчеркивал, что творчество есть проявление личных качеств чело-
Века, а не какой-то группы людей.
Законами ассоциаций Троицкий объяснял также возникновение
Религии и нравственности. Он писал, что религиозное мировоз-
Зрение находится в очевидной логической связи с другими фор-
Мами трансцендентного мышления, и выделял в процессе форми-
Рования религиозных взглядов два основных периода - период на-
Родной религии, который представляет собой историю народной
Мифологии, и период ученой религии, т. е. историю ученого бого-
Словия. Так как свою задачу он видел в формировании объективной
Психологии, то считал необходимым разграничить между собой
Знание и веру. Он писал, что существует метафизическое мировоз-
Зрение, которое в противовес патетическому и поэтическому пред-
Назначено для сближения религиозной веры с наукой. При этом
Троицкий выделял материализм как наиболее раннюю стадию
Развития такого метафизического мировоззрения, которая сменяет-
Ся затем спиритуализмом и идеализмом.
С его точки зрения, история народной мифологии представляет
Собой народную историю культуры анимизма, заключающуюся в
Установлении между всеми духами каких-нибудь связей или отно-
Шений и оканчивающуюся утверждением единовластия одного все-
Могущего духа над всеми остальными членами духовного мира.
Троицкий считал, что в народной религии открывается также умст-
Венная рефлексия отношений и связей между людьми, так как в ней
Фиксируются пережитые эмоции, опыт как индивидуальных, так и
Родовых, общественных отношений.
Он указывал, что нравственное чувство человека зависит от его
Умственной развитости в практических вопросах, т. е. утверждал, что
Мораль есть своего рода практический интеллект и поэтому чем бо-
Лее развит человек интеллектуально, тем легче сформировать у него и
Нравственность, по крайней мере нравственные понятия и убеждения.
Стремление Троицкого связать появление религии с законами
Ассоциаций неизбежно привело его к мысли о ее связи с логикой и
Развитием мышления, а не с чувствами и нравственностью. Он
Писал, что идея нравственного законодателя вселенной и человека
И идея бессмертия человека как личности находятся в очевидной
Связи с развитием анимизма, народной мифологии и богословия.
Таким образом, с его точки зрения, теоретические элементы на-
Родной веры, даже на высшей ступени ее развития, не требуют для
своего образования других условий, кроме законов мышления,
Называемых законами ассоциаций. Однако, стремясь связать эти
Положения с богословскими психологическими и философскими
Традициями, он добавлял, что если религия сама по себе и является