Идеальной детерминации и полностью отрицая влияние физиоло-
Гии на психику.
В тот период, т.е. в 60-70-е годы, общество безоговорочно
Приняло программу Сеченова, положив начало построению психо-
Логии как науки о поведении, существенно отличавшейся от дру-
Гих психологических направлений. О программе Кавелина, так же
Как и о его критических замечаниях, забыли почти на 20 лет.
К концу XIX в. практически во всех крупных университетах
России появились кафедры психологии, приписанные, как правило,
К филологическому и историческому отделениям. На этих кафед-
Рах и формировалась новая отечественная психология, здесь поя-
Вились ученые, составившие цвет российской психологии и опре-
Делившие почти на 30 лет путь ее развития. Активное развитие
Психологии в стенах Московского и Петербургского университе-
Тов происходило во многом благодаря усилиям М.М.Троицкого
(1835-1899) и М.И.Владиславлева (1840-1890).
После окончания Киевской духовной академии Троицкий был
Послан за границу для приготовления к профессорскому званию.
По возвращении работал профессором философии в Казани, а
Затем в Варшаве. В 60-х годах принимал активное участие в восста-
новлении преподавания философии в светских университетах по-
Сле разгрома, который постиг кафедры философии в 1850 г.
Его первой книгой, которую он представил в качестве своей
докторской диссертации, было сочинение ≪О немецкой философии
в текущем столетии≫. Эта книга вызвала неоднозначную реакцию
В научных кругах, так как в ней Троицкий противопоставлял анг-
Лийскую психологию немецкой. Он поддерживал значение индук-
Тивного метода и английского ассоцианизма, доказывая правоту
Сенсуалистов, и резко критиковал Канта и всю немецкую линию в
Философии и психологии. В то время в России, прежде всего в
Московском университете, как раз была более популярна немецкая
Психология Гербарта и Вундта, поэтому-то диссертация Троицкого
И подверглась в Москве резкой критике. Не была принята и его
Попытка соединить идеи эмпиризма с богословской традицией.
Именно за это критиковал Троицкого известный философ и бого-
Слов П. Д. Юркевич. Только после его смерти, защитив к этому
Времени докторскую диссертацию в Петербурге, Троицкий возвра-
Тился в Москву, став в 1875 г. профессором и заведующим кафед-
рой философии Московского университета, несмотря на противо-
Действие некоторой части профессоров, которые настаивали на
Кандидатуре выдающегося ученика Юркевич а В. Соловьева.
Придавая большое значение распространению психологических
И философских знаний, повышению общего уровня психологиче-
Ской культуры в российском обществе, Троицкий стал инициато-
Ром создания Московского психологического общества при Мос-
ковском университете. Общество было создано в 1885 г., и Троиц-
Кий стал его первым председателем. Назвав это общество не фило-
Софским, а психологическим, Троицкий хотел подчеркнуть, что
Именно психология, главным образом теория познания, должна
Стать основой общей методологии всех общественных наук. В кон-
Це XIX - начале XX в. Психологическое общество было центром
Научной жизни Москвы, его роль особенно возросла в 1889 г., ког-
да начал выходить журнал ≪Вопросы философии и психологии≫,
В деятельности которого Троицкий также принимал самое актив-
Ное участие.
В своих работах Троицкий обращал серьезное внимание на
Ключевой для психологии того времени вопрос о выборе метода
Исследования, подчеркивая необходимость создания позитивной
Психологии и формирования нового, объективного способа изу-
Чения душевной жизни. Сравнивая два подхода к психологии -
Английский и немецкий, он приходил к выводу о преимуществах
Ассоцианистического подхода, изложенного в работах Милля,
Бэна и Спенсера. Он писал, что английские ученые впервые взгля-
нули на факты психической жизни, они ≪извлекли психологию из
немецкой кабалистики≫ и тем самым поставили ее в ряд с другими
Позитивными науками. Однако нельзя не отметить, считал Троиц-
Кий, и некоторую односторонность позиции английской психоло-
Гии, которая рассматривает только внешнюю, чувственную сторону
Души. Поэтому методология сенсуализма может и должна быть
Дополнена немецкой психологией, так как исследование операцио-
Нальнои стороны, процессов души как раз является сильной сторо-