Этот журнал превратился в литературно-политический сборник и

Стал одним из центров культурной жизни Петербурга; он противо-

поставлял свою позицию газете ≪Московские ведомости≫ под ре-

Дакцией Каткова, который придерживался охранительно-реакцион-

Ного направления.

Повлияли на процесс становления психологии и особенности

Русской ментальности. Влияние менталитета на науку происходит

Несколькими путями. Прежде всего это определенный стиль мыш-

Ления, язык, свойственный данной нации. Выбор темы и подход к

Ее исследованию во многом определяются тем, что стремление к

Рациональному поиску истины или к построению идеального обще-

Ства задает разные точки отсчета для науки, определяет взгляды

На человека, его предназначение, на ценности, которые он должен

Исповедовать. Поэтому возникновение и развитие материализма и

Идеализма, рационализма или агностицизма, мистики связаны не

Только с социальной обстановкой, историческим периодом, уров-

Нем знаний, которые диктуют моду на ту или иную теорию, но и с

Глубинными характеристиками данного народа.

Таким образом, можно выделить несколько основных особен-

Ностей российской психологии, которые характеризуют ее состоя-

Ние на всем пути развития. Идеологические установки интеллиген-

Ции, развитие народничества привели к исследованию взаимоот-

Ношений и ценностных установок разных социальных групп, преж-

Де всего власти, интеллигенции и народа. Стремление к просвеще-

Нию народных масс, а также тот факт, что развитие психологии в

России направлялось не университетскими кафедрами, как на Запа-

Де, а общественной ситуацией, способствовали ориентации на прак-

Тику, стремлению не столько решать теоретические проблемы,

Сколько разрабатывать их практическое применение в реальной

Жизни. Отсутствие развитого гражданского общества, замкнутость

Небольшого слоя образованных людей, занимавшихся научными

Исследованиями в России, стали основой социальной ангажирован-

Ности, идеологизации науки. Универсализм и антропологизм (цент-

Рация на человеке) отечественной науки также во многом являют-

Ся следствием ее социально-исторического развития; это подтвер-

Ждается и тем фактом, что некоторые из перечисленных особенно-

Стей свойственны и европейской науке. Влияние ментальности ска-

Зывается в том, что в научной проблематике центральными вопро-

Сами являются этические (главным образом проблемы свободы

Воли), а не познавательные, как в западной психологии.

Зарождение российской психологии. Две тенденции

В ее развитии

Хотя отдельные психологические концепции были достаточно

Популярны в России еще в XVIII в., научная психология в нашей

Стране начала формироваться с середины прошлого века. Шестиде-

Сятые годы XIX в. - один из самых знаменательных этапов в отече-

ственной истории и науке. Ослабление цензурного гнета, открытие

либеральных изданий, возобновление многих университетских кур-

Сов пробудили надежды прогрессивной части общества на то, что и

В России наконец произойдет реформирование старого уклада,

Просвещение.

Е годы XIX в. остались в эмоциональной памяти поколе-

Ний как время освобождения, причем имелось в виду не только

Освобождение крестьян, но и общее духовное освобождение челове-

ческой личности вообще. Отсюда и появился термин ≪семидесят-

ники≫, аналогичный современному ≪шестидесятники≫, который

Был символом группы людей, проникнутых идеями освобождения,

Появившимися в обществе после долгого перерыва благодаря ре-

Формам, как в нашем веке благодаря хрущевской оттепели. Не-

удивительно поэтому, что книга Сеченова ≪Рефлексы головного

мозга≫ была воспринята многими людьми как руководство к пове-

Дению, как своего рода катехизис, по которому надо сверять свою

Жизнь. Так же позднее воспринимались сочинения Чернышевского,

Некрасова, Добролюбова.

Так как и правительство в это время разделяло мысли интелли-

Генции о том, что просвещение российского общества является

Одной из основных задач новой эпохи, то кроме старых универси-

Тетских центров был организован в 1862 г. первый Российский

свободный университет. Он стал важной школой для многих лю-

Дей, не имевших возможности поступить в высшие учебные заведе-

ния, так как свободный университет могли посещать все желающие.

Наши рекомендации