Этот журнал превратился в литературно-политический сборник и
Стал одним из центров культурной жизни Петербурга; он противо-
поставлял свою позицию газете ≪Московские ведомости≫ под ре-
Дакцией Каткова, который придерживался охранительно-реакцион-
Ного направления.
Повлияли на процесс становления психологии и особенности
Русской ментальности. Влияние менталитета на науку происходит
Несколькими путями. Прежде всего это определенный стиль мыш-
Ления, язык, свойственный данной нации. Выбор темы и подход к
Ее исследованию во многом определяются тем, что стремление к
Рациональному поиску истины или к построению идеального обще-
Ства задает разные точки отсчета для науки, определяет взгляды
На человека, его предназначение, на ценности, которые он должен
Исповедовать. Поэтому возникновение и развитие материализма и
Идеализма, рационализма или агностицизма, мистики связаны не
Только с социальной обстановкой, историческим периодом, уров-
Нем знаний, которые диктуют моду на ту или иную теорию, но и с
Глубинными характеристиками данного народа.
Таким образом, можно выделить несколько основных особен-
Ностей российской психологии, которые характеризуют ее состоя-
Ние на всем пути развития. Идеологические установки интеллиген-
Ции, развитие народничества привели к исследованию взаимоот-
Ношений и ценностных установок разных социальных групп, преж-
Де всего власти, интеллигенции и народа. Стремление к просвеще-
Нию народных масс, а также тот факт, что развитие психологии в
России направлялось не университетскими кафедрами, как на Запа-
Де, а общественной ситуацией, способствовали ориентации на прак-
Тику, стремлению не столько решать теоретические проблемы,
Сколько разрабатывать их практическое применение в реальной
Жизни. Отсутствие развитого гражданского общества, замкнутость
Небольшого слоя образованных людей, занимавшихся научными
Исследованиями в России, стали основой социальной ангажирован-
Ности, идеологизации науки. Универсализм и антропологизм (цент-
Рация на человеке) отечественной науки также во многом являют-
Ся следствием ее социально-исторического развития; это подтвер-
Ждается и тем фактом, что некоторые из перечисленных особенно-
Стей свойственны и европейской науке. Влияние ментальности ска-
Зывается в том, что в научной проблематике центральными вопро-
Сами являются этические (главным образом проблемы свободы
Воли), а не познавательные, как в западной психологии.
Зарождение российской психологии. Две тенденции
В ее развитии
Хотя отдельные психологические концепции были достаточно
Популярны в России еще в XVIII в., научная психология в нашей
Стране начала формироваться с середины прошлого века. Шестиде-
Сятые годы XIX в. - один из самых знаменательных этапов в отече-
ственной истории и науке. Ослабление цензурного гнета, открытие
либеральных изданий, возобновление многих университетских кур-
Сов пробудили надежды прогрессивной части общества на то, что и
В России наконец произойдет реформирование старого уклада,
Просвещение.
Е годы XIX в. остались в эмоциональной памяти поколе-
Ний как время освобождения, причем имелось в виду не только
Освобождение крестьян, но и общее духовное освобождение челове-
ческой личности вообще. Отсюда и появился термин ≪семидесят-
ники≫, аналогичный современному ≪шестидесятники≫, который
Был символом группы людей, проникнутых идеями освобождения,
Появившимися в обществе после долгого перерыва благодаря ре-
Формам, как в нашем веке благодаря хрущевской оттепели. Не-
удивительно поэтому, что книга Сеченова ≪Рефлексы головного
мозга≫ была воспринята многими людьми как руководство к пове-
Дению, как своего рода катехизис, по которому надо сверять свою
Жизнь. Так же позднее воспринимались сочинения Чернышевского,
Некрасова, Добролюбова.
Так как и правительство в это время разделяло мысли интелли-
Генции о том, что просвещение российского общества является
Одной из основных задач новой эпохи, то кроме старых универси-
Тетских центров был организован в 1862 г. первый Российский
свободный университет. Он стал важной школой для многих лю-
Дей, не имевших возможности поступить в высшие учебные заведе-
ния, так как свободный университет могли посещать все желающие.