Правленную на решение важнейших социальных задач советского
Общества. Несмотря на то что в то время доминировала, что есте-
Ственно, объективная и социогенетическая методология, до нача-
Ла 30-х годов в России сохранялись и те научные школы, которые
Были связаны с гуманитарной, философской линией развития
(например, школа Г. Шпета).
Однако уже к середине 30-х годов ситуация в науке и обществе
Резко изменилась, усилились авторитарные тенденции, что привело
К разгрому и запрещению не только философской психологии, но
И педологии и психотехники. Фактически запрещенными оказались
Все психологические исследования, даже те, которые были идеоло-
Гически близки советской власти. Это нанесло серьезный удар по
Научным психологическим школам, которые очень плодотворно
Развивались в тот период. Лишь после войны, в середине 40-х го-
Дов, психология постепенно начала восстанавливаться, возобнов-
Лять свои исследования. Однако отрыв от традиций, заложенных в
Начале XX в., потеря связи с зарубежной наукой, внутренняя цен-
зура, отсутствие институтов по подготовке психологов и, следова-
Тельно, малочисленность специалистов долгие годы сказывались на
Творчестве отечественных ученых.
Вторая половина XX в. ознаменовалась возрождением школ,
Запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева. Выготского), актив-
Ным поиском новых путей развития, новыми исследованиями и
Открытиями в разных областях психологии, прежде всего в когни-
Тивной и возрастной. Возобновляются и связи с зарубежной пси-
Хологией. Многие отечественные исследования, мало известные за
Рубежом (нейропсихологические работы А. Р. Лурии, понятие о
Зоне ближайшего развития Л. С. Выготского), получают широкое
Распространение в мировой психологии, дополняются новыми
Материалами.
Российские же психологи в попытке наверстать упущенные за
Несколько десятилетий возможности начинают широко внедрять
Достижения зарубежных коллег. Наряду с положительными эти
Тенденции имели и отрицательные последствия, связанные с утерей
Своих традиций, отходом (хотя и не окончательным) от своей мето-
Дологии, что в соединении (не всегда продуманном) с принципами
Разных школ привело к эклектике и невозможности достоверно
Интерпретировать полученные результаты. Однако к концу XX в.
Ориентация на интеграцию, свойственная, как уже говорилось,
Зарубежной психологии, стала явно проявляться и в российской
Науке. Поэтому в последние годы вновь начинает появляться ин-
Терес к методологическим вопросам, стремление не механически
Мнрципкокския 417
Соединить, но интегрировать достижения, имеющие единую логи-
Ку научного поиска.
Анализ факторов, определивших динамику становления и разви-
Тия российской психологии, показывает, что ведущими являются
Логика научного познания и социальная ситуация, т. е. те факторы,
о которых говорилось в главе 1. Раскрывая их содержание, необхо-
Димо подчеркнуть, что и широкое распространение позитивизма,
И поиски объективного метода исследования психики были свойст-
Венны не только российской, но и зарубежной психологии в тот
Период, т. е. логика развития науки была единой для мировой пси-
Хологии. Некоторые различия были связаны с большей популяр-
Ностью естествознания и медицины в России, что обеспечило рас-
Цвет этих наук в нашей стране и способствовало многочисленным
Открытиям, сделанным отечественными учеными.
Гораздо сильнее различались те социальные условия, в которых
Формировались научные школы в разных странах. В предыдущих
Главах уже говорилось о роли социальной ситуации в становлении
Немецкой, французской, американской психологии. Значительное
Влияние оказала она и на российскую науку. При этом особенно
Важными стали такие параметры социальной ситуации, как мен-
Тальность, идеология интеллигенции, особенности реформ, прохо-
Дивших в российском обществе.
Влияние социокультурной ситуации в России в середине XIX в.
На процесс формирования отечественной психологии, ее методо-
Логии и ведущей проблематики проявилось и в том, что главными
уже в то время стали не вопросы познания, как в европейской
науке, а вопросы нравственного, духовного развития человека, его
Ментальности. Оказавшись на перепутье реформ, Россия должна
Была решить, как ей двигаться дальше, какой путь соответствует