Сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных кон-
структов. Говоря о том, что ≪А - это то, что человек объясняет
как А≫, он утверждал, что не существует такой вещи, относитель-
Но которой не может быть нескольких мнений. Разница во мнени-
Ях объясняется разными схемами (конструктами), которыми опе-
Рирует человек. Таким образом, ведущими в деятельности лично-
Сти являются именно интеллектуальные процессы.
Утверждая, что каждый человек - исследователь, Келли, конеч-
Но, не отождествлял эту деятельность с реальными исследованиями
Ученых. Речь шла о том, что люди постоянно строят свой образ
Реальности при помощи индивидуальной системы категориальных
Шкал - личностных конструктов. На основании этого образа стро-
Ятся гипотезы о будущих событиях. В том случае, если гипотеза не
Подтверждается, человек в большей или меньшей степени пере-
Страивает свою систему конструктов с тем, чтобы повысить адек-
Ватность следующих прогнозов. Иными словами, в отличие от пси-
Хоаналитиков, утверждающих, что люди ориентированы на прош-
Лое, или от Рождерса, говорившего о настоящем, Келли подчерки-
Вал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.
Утверждая, что личность тождественна тем личностным кон-
Структам, которые использует данный человек, Келли полагал, что
Таким образом устраняется необходимость в дополнительном объ-
Яснении причин его поступков, так как ведущим мотивом является
Именно стремление к прогнозированию будущего.
Основной постулат теории Келли гласит, что психическая дея-
Тельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструи-
Рует) будущие события, т. е. его мысли и поступки направлены на
Прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим
Целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или
Переживаний. Из этого постулата им было сделано 11 выводов,
Которые объясняют, каким образом функционирует система кон-
Структов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию
Вокруг человека.
Конструкты человека организованы в определенную иерархи-
Ческую систему, которая не является жесткой, так как изменяются
Не только отношения доминирования-подчинения, но и сами кон-
Структы. На основании этих положений Келли разработал мето-
Дический принцип репертуарных решеток. Им и его последовате-
Лями было создано большое число методик диагностики особен-
Ностей индивидуального конструирования субъектом реальности,
А также психотерапевтический метод фиксированных ролей.
* * *
В последнее время когнитивная психология, как и другие шко-
Лы, все больше ориентируется на достижения смежных направле-
Ний. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной
Психологии распространенными стали символический и коннекцио-
Нальный подходы. Символический подход рассматривает преиму-
Щественно способы оперирования символами как единицами ин-
формации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды
Взаимосвязи элементов в когнитивной системе.
Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в
Работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности
(особенно труды Келли). В социальной психологии все большее
Распространение получает изучение социальных когниций и их роли
В межгрупповом взаимодействии, о чем упоминалось выше. Работы
Найссера и других ученых способствовали появлению большого
Числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать,
Что эти труды, так же как и исследования Гибсона, привели к тому,
Что экологический подход является в настоящее время одним из
Наиболее распространенных направлений в современной психоло-
Гии, реальной альтернативой информационному подходу во мно-
Гих сферах когнитивной психологии.
Контрольные вопросы
1. Почему гуманистическая психология получила название ≪третьего пути≫?
В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии?
Какие методы исследования личности были разработаны Олпортом?
Какие потребности в структуре личности были описаны Маслоу?
Какова роль самоактуализации в развитии личности?
В чем разница между бытийными и дефициентными потребностями?
В чем причины нарушения адекватности самооценки, по мнению Род-
Жерса?
8. Каким образом формируется содержание бессознательного в концепци-