Жертвы, они имеют выбор и должны быть ответственны и внима-
тельны даже тогда, когда не способны изменить ситуацию≫.
Попытка внедрить на практике такую модель для детей делается
в так называемых ≪недирективных школах≫, где не выделяется роль
Учителя при распределении обязанностей в группе детей. Кроме
Того, многие гуманистические психологи приветствовали и модель
≪антиавторитарного воспитания≫. Эти системы образования осно-
Ваны на постулате гуманистической концепции о том, что позна-
Вательные и другие потребности личности могут саморазвиваться,
Если не помешает внешняя среда, которая должна лишь стимули-
Ровать извне такое развитие. И хотя эти попытки принесли опре-
деленную пользу в реформировании системы образования многих
Стран, некоторые прогрессивные педагоги отмечают ограниченный
И элитарный характер подобных учебных заведений, а также рез-
Кое снижение уровня знаний у детей, воспитывающихся при таких
системах образования.
Оценивая гуманистические теории личности, необходимо от-
Метить, что их разработчики впервые обратили внимание не
Только на отклонения, трудности и негативные стороны в поведе-
Нии человека, но и на позитивные стороны личностного развития.
В работах ученых этой школы исследовались достижения личного
Опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пу-
Ти для ее саморазвития и самосовершенствования.
Необходимо отметить и тот факт, что большее распространение
Это направление получило в Европе, а не в США, где не так сильны
Традиции экзистенциализма и феноменологии. Особенно важно,
Что эти идеи не были популярны среди американских интеллек-
Туалов, ориентированных на прагматизм Джемса и Дьюи, в отли-
чие от европейских ученых (например, Сартра, Камю, Антониони
И других), связанных с теориями Хайдеггера и Гуссерля. Во многом
Именно это и подготовило почву для распространения в Европе
Идей гуманистической психологии.
Появление новых тенденций в развитии психологии в конце
XX в., направленных на конвергенцию лучших достижений разных
Психологических школ, нашло отражение и в содержании теорий
Гуманистической психологии, так как ее трансформация происхо-
Дит не только в логике одного направления, но и в более комп-
Лексном подходе к психологии личности.
Генетическая психология
Основатель генетической психологии швейцарский психолог
Ж.Пиаже (1896-1980) является одним из наиболее известных уче-
Ных, чьи работы составили важный этап в развитии психологии.
Научные интересы Пиаже в юности были сосредоточены на
Биологии и математике. В 11 лет он опубликовал свою первую
Научную статью, посвященную воробьям-альбиносам. С этого же
Времени он начал свою работу в качестве помощника в музее био-
логии. В университете он занимался преимущественно биологией
И философией ив 1918 г. получил докторскую степень за работу о
моллюсках. После окончания университета Пиаже уехал в Цюрих,
Где познакомился с работами К. Юнга и техникой психоанализа.
В какой-то степени этот опыт был ему необходим, так как он стре-
Мился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод,
Свойственный биологическим исследованиям, с более информатив-
Ным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Раз-
Работке такого нового метода, который он собирался применить
Для изучения мышления детей, Пиаже посвятил несколько лет. Этот
Метод получил название метода клинической беседы.
Большое значение для Пиаже имела его работа в течение двух
Лет в Париже, куда он был приглашен в 1919 г. в лабораторию
А. Бине для исследования шкал измерения интеллекта. В это же
Время он начал уделять большое внимание изучению типичных
Ошибок, которые делают дети при решении достаточно простых
На первый взгляд заданий теста Бине. В 1921 г. Пиаже возвратил-
Ся в Женеву, так как Клапаред пригласил его на должность дирек-
Тора Института Ж.Ж.Руссо. Одновременно он начал читать лек-
ции в Женевском университете и работать в Женевском доме ма-
Лютки. Материалы, полученные им в этот период, легли в основу
его первых книг ≪Мышление и речь ребенка≫ (1923), ≪Моральное
суждение у ребенка≫ (1932). В них он изложил основы своей кон-
Цепции когнитивного развития детей, рассматриваемого им как
Постепенный процесс, проходящий в своем развитии несколько
Стадий. Дневниковые записи, основанные на наблюдении за раз-