Читься жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент
Своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное.
Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и толь-
Ко в этом случае можно говорить о полной реализации, или, как
Говорил Роджерс, полном функционировании личности.
Открытия Роджерса связаны не только с новым взглядом на
Самоактуализацию и самооценку человека, но и с его подходом к
Психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен
Не навязывать своего мнения пациенту, а подводить его к пра-
вильному решению, которое пациент принимает самостоятельно.
В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей
Интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше
понимать себя, а затем и других. В результате происходит то ≪оза-
рение≫ (инсайт), которое помогает перестроить свою самооценку,
≪переструктурировать гештальт≫, как говорил вслед за Вертгей-
Мером и Келером Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает
Возможность человеку принять себя и окружающих, налаживает
Его общение с ними, уменьшает тревожность и напряжение. Эта
Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или в груп-
Повой терапии как встреча нескольких клиентов и терапевта. Такой
Подход позволил Роджерсу создать так называемые энкаунтер-
Группы, или группы встречи, которые являются одной из самых
Распространенных в настоящее время технологий психотерапии и
Обучения.
Одним из наиболее популярных видов психотерапии стала ≪ло-
готерапия≫, разработанная австрийским психологом В. Франклом
(р. 1905). Многие положения экзистенциальной теории Франкла
Роднят ее с гуманистической психологией.
После краткого увлечения в юности психоанализом Франкл
Начал с конца 30-х годов работу над собственной концепцией.
Окончательное ее оформление произошло в экстремальных усло-
Виях фашистских концентрационных лагерей, узником которых
Франкл был в 1942-1945 гг. После войны он стал директором нев-
Рологической клиники в Вене, одновременно читал лекции в Вен-
ском университете. Таким образом, его теоретические и психоте-
Рапевтические взгляды и технологии прошли серьезную апроба-
Цию как собственным опытом, так и опытом его пациентов, психо-
Лого-философскими воззрениями его коллег и учеников.
Теория Франкла изложена в нескольких книгах, самой извест-
ной из которых является, пожалуй, ≪Человек в поисках смысла≫
(вышла в конце 50-х годов и неоднократно переиздавалась во всем
Мире). Эта теория состоит из трех частей - учения о стремлении к
Смыслу, учения о смысле жизни и учения о свободе воли. Стрем-
Ление к осознанию смысла жизни Франкл считал врожденным, а
Этот мотив - ведущей силой развития личности. Смыслы не уни-
Версальны, они уникальны для каждого человека в каждый момент
Его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком
своих возможностей и в этом плане близок к понятию самоактуали-
Зации Маслоу. Однако существенной особенностью теории Франк-
Ла является идея о том, что обретение и реализация смысла всегда
Связаны с внешним миром, с творческой активностью человека в
Нем и его продуктивными достижениями. При этом он, как и другие
Экзистенциалисты, подчеркивал, что отсутствие смысла жизни или
Невозможность его реализовать приводит к неврозу, порождая у
Человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной
Фрустрации.
В центре концепции Франкла находится учение о ценностях,
Т. е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о
Смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей,
Которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности
творчества (например, труд), ценности переживания (например,
Любовь) и ценности отношения, сознательно формируемого по
Отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, кото-
Рые мы не в состоянии изменить.
Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и любом
Поступке, порождаемом ими. Из этого следует, что нет таких об-
Стоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы
Свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл
Называет осознанием возможностей действия по отношению к
Данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена лого-
Терапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенци-
Альных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, кото-