Анкеты должны дополняться результатами наблюдения, чаще всего

Совместного. Так, в его лаборатории практиковались совместные

Наблюдения за человеком, а затем обмен мнениями и составление

Карты черт наблюдаемого клиента. Он также пришел к выводу, что

Интервью дает больше информации и является более надежным

Методом, чем анкета, именно потому, что позволяет в ходе иссле-

дования менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией

Испытуемого. Достаточная четкость критериев, наличие объектив-

Ных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все

Разработанные Олпортом методы исследования личности от субъ-

Ективных проективных методик психоаналитической школы.

Таким образом, Олпорт сформулировал основные положения

Нового направления - гуманистической школы психологии лично-

Сти, которая представляет собой в настоящее время одну из наи-

Более значительных психологических школ.

Несколько позднее присоединился к гуманистической психоло-

Гии американский психолог Р.Мэй (1909-1994), на психологиче-

Скую концепцию которого повлияли взгляды А.Адлера и идеи

Экзистенциальной философии. В своей теории Мэй исходил из по-

Ложения о том, что одним из важнейших свойств человеческой пси-

Хики является способность воспринимать себя и как субъекта, и как

Объект. Эти два полюса сознания задают пространство свободы

Воли, под которой Мэй подразумевал свободу выбора одного из

Этих двух состояний и возможность смены одного состояния другим.

Процесс становления личности, по мнению Мэя, связан с раз-

Витием самосознания, которое характеризуется интенционально-

Стью и осознанием своей идентичности. Таким образом, в кон-

Цепции Мэя проступают черты не только психологии Брентано и

Гуссерля, но и психоанализа. Это влияние особенно ощутимо в

Его трактовке бессознательного, которое он связывает с нереали-

Зованными способностями и стремлениями человека. Нереализо-

Ванность приводит к возникновению тревоги, которая, усилива-

Ясь, способствует невротизации.

Поэтому задача психотерапевта состоит в помощи человеку при

Осознании причин его тревоги, зависимостей, мешающих свобод-

Ному развитию и самосовершенствованию. Свобода связана с гиб-

Костью, открытостью, готовностью к изменениям, что помогает

Человеку осознать себя и выстроить адекватный своей индивиду-

Альности образ жизни.

Теория Маслоу

А.Маслоу (1908-1970) по праву считается ≪духовным отцом≫

Гуманистической психологии. Именно им были разработаны важ-

Нейшие теоретические положения этого направления - о самоак-

Туализации, видах потребностей и механизмах развития личности.

Своими блестящими лекциями и книгами он также способствовал

Распространению идей этой школы, хотя по степени популярности

В США они уступают бихевиоризму и психоанализу.

Маслоу окончил Висконсинский университет и получил степень

Доктора психологических наук в 1934 г. На его интерес к психоло-

Гии и развитие его концепции оказало огромное влияние знаком-

Ство с европейскими философами, особенно с учеными, эмигриро-

Вавшими в США. О его общении с М. Вертгеймером уже упомина-

Лось. Именно этот ученый, его личность, стиль жизни и творчества

навели Маслоу на мысль о ≪самоактуализировавшейся личности≫.

Вторым человеком, послужившим образцом для этого понятия,

Стала известный антрополог Р. Бенедикт.

Собственная теория Маслоу, которую ученый разработал к 50-м

годам, изложена им в книгах ≪К психологии бытия≫ (1968), ≪Мо-

тивация и личность≫ (1970) и др. Она появилась на основе деталь-

Ного знакомства с основными психологическими концепциями,

Существовавшими в тот период, так же как и сама идея Маслоу о

Необходимости формирования третьего пути., третьего психологи-

Ческого направления, альтернативного психоанализу и бихевио-

Ризму.

В 1951 г. Маслоу пригласили в Бренденский университет, где он

Занимал пост председателя психологического отделения до 1968 г.,

Т. е. почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был

Президентом Американской психологической ассоциации.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пони-

Манию психики, Маслоу подчеркивал, что он не антибихевиорист,

Не антипсихоаналитик, не отвергает старые подходы и старые шко-

Лы, но выступает против абсолютизации их опыта, против всего,

Что ограничивает развитие человека, сужает его возможности.

Наши рекомендации