Анкеты должны дополняться результатами наблюдения, чаще всего
Совместного. Так, в его лаборатории практиковались совместные
Наблюдения за человеком, а затем обмен мнениями и составление
Карты черт наблюдаемого клиента. Он также пришел к выводу, что
Интервью дает больше информации и является более надежным
Методом, чем анкета, именно потому, что позволяет в ходе иссле-
дования менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией
Испытуемого. Достаточная четкость критериев, наличие объектив-
Ных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все
Разработанные Олпортом методы исследования личности от субъ-
Ективных проективных методик психоаналитической школы.
Таким образом, Олпорт сформулировал основные положения
Нового направления - гуманистической школы психологии лично-
Сти, которая представляет собой в настоящее время одну из наи-
Более значительных психологических школ.
Несколько позднее присоединился к гуманистической психоло-
Гии американский психолог Р.Мэй (1909-1994), на психологиче-
Скую концепцию которого повлияли взгляды А.Адлера и идеи
Экзистенциальной философии. В своей теории Мэй исходил из по-
Ложения о том, что одним из важнейших свойств человеческой пси-
Хики является способность воспринимать себя и как субъекта, и как
Объект. Эти два полюса сознания задают пространство свободы
Воли, под которой Мэй подразумевал свободу выбора одного из
Этих двух состояний и возможность смены одного состояния другим.
Процесс становления личности, по мнению Мэя, связан с раз-
Витием самосознания, которое характеризуется интенционально-
Стью и осознанием своей идентичности. Таким образом, в кон-
Цепции Мэя проступают черты не только психологии Брентано и
Гуссерля, но и психоанализа. Это влияние особенно ощутимо в
Его трактовке бессознательного, которое он связывает с нереали-
Зованными способностями и стремлениями человека. Нереализо-
Ванность приводит к возникновению тревоги, которая, усилива-
Ясь, способствует невротизации.
Поэтому задача психотерапевта состоит в помощи человеку при
Осознании причин его тревоги, зависимостей, мешающих свобод-
Ному развитию и самосовершенствованию. Свобода связана с гиб-
Костью, открытостью, готовностью к изменениям, что помогает
Человеку осознать себя и выстроить адекватный своей индивиду-
Альности образ жизни.
Теория Маслоу
А.Маслоу (1908-1970) по праву считается ≪духовным отцом≫
Гуманистической психологии. Именно им были разработаны важ-
Нейшие теоретические положения этого направления - о самоак-
Туализации, видах потребностей и механизмах развития личности.
Своими блестящими лекциями и книгами он также способствовал
Распространению идей этой школы, хотя по степени популярности
В США они уступают бихевиоризму и психоанализу.
Маслоу окончил Висконсинский университет и получил степень
Доктора психологических наук в 1934 г. На его интерес к психоло-
Гии и развитие его концепции оказало огромное влияние знаком-
Ство с европейскими философами, особенно с учеными, эмигриро-
Вавшими в США. О его общении с М. Вертгеймером уже упомина-
Лось. Именно этот ученый, его личность, стиль жизни и творчества
навели Маслоу на мысль о ≪самоактуализировавшейся личности≫.
Вторым человеком, послужившим образцом для этого понятия,
Стала известный антрополог Р. Бенедикт.
Собственная теория Маслоу, которую ученый разработал к 50-м
годам, изложена им в книгах ≪К психологии бытия≫ (1968), ≪Мо-
тивация и личность≫ (1970) и др. Она появилась на основе деталь-
Ного знакомства с основными психологическими концепциями,
Существовавшими в тот период, так же как и сама идея Маслоу о
Необходимости формирования третьего пути., третьего психологи-
Ческого направления, альтернативного психоанализу и бихевио-
Ризму.
В 1951 г. Маслоу пригласили в Бренденский университет, где он
Занимал пост председателя психологического отделения до 1968 г.,
Т. е. почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был
Президентом Американской психологической ассоциации.
Говоря о необходимости формирования нового подхода к пони-
Манию психики, Маслоу подчеркивал, что он не антибихевиорист,
Не антипсихоаналитик, не отвергает старые подходы и старые шко-
Лы, но выступает против абсолютизации их опыта, против всего,
Что ограничивает развитие человека, сужает его возможности.