Применяются в практической детской психологии. Главным обра-
зом это идеи катарсиса, очищения от агрессивности и ≪свободного
антиавторитарного≫ воспитания.
Коррекционные технологии, основанные на идее катарсиса,
часто применяются, например, для снижения агрессивности детей,
При этом им в игровой деятельности предлагается направить их
агрессивность ≪к вещам, заменяющим ее причину≫. В своей книге
≪Детская агрессивность≫ Л. Аткин предлагает давать ребенку мо-
Лоток и гвозди или боксерский тренажер. Такая деятельность, с его
Точки зрения, позволит уменьшить агрессивность и проявить агрес-
Сивные чувства творчески.
Под влиянием психоанализа крупный педагог А. С. Нейлл пред-
ложил новый тип образования, так называемый ≪антиавторитар-
ный≫. Нейлл считал, что агрессивность ребенка возникает внутри
Личности и готова проявиться как ненависть против жизни, как
Сексуальное отталкивание (другого), как стремление к драке. По
Мнению Нейлла, проблема появляется тогда, когда взрослые на-
Чинают обучать детей, передавая им все отрицательное, что есть у
Них. Для Нейлла влияние среды всегда отрицательно, и он пришел
К выводу, что если в этом мире никак нельзя уничтожить влияние
среды, то можно это влияние ограничить, так как ≪свобода излечи-
вает большинство нервных расстройств у детей≫.
Продолжались и начатые Г. Салливаном исследования на стыке
Нескольких психологических направлений. Продуктивность такого
Подхода была продемонстрирована в концепции американского
Ученого Э.Берна (1910-1970). Берн родился и получил медицинское
образование в Канаде. После окончания университета в Монреа-
Ле он эмигрировал в США, где прошел специализацию по психо-
Анализу. Его главным достижением является разработка концеп-
Ции трансактного анализа, которую он вначале называл социаль-
Ной психотерапией, подчеркивая ее связь с социальным научением.
Концепция Берна ориентирована в большей степени на практику,
Чем на формирование новых теоретических положений.
В книгах ≪Игры, в которые играют люди≫ (1964) и ≪Что ты го-
воришь после того, как поздоровался≫ (1972) он изложил ведущие
Положения трансактного анализа. В основе его лежит понятие о
Трех Эго-состояниях, в которых может находиться человек - роди-
Тель, взрослый, ребенок. В каждый конкретный момент человек
Может находиться в одном из этих состояний, переключаясь на дру-
Гое при изменении ситуации.
Каждое из Эго-состояний хранит определенную информацию
(правила поведения, скрипты, т. е. сценарии жизни, и т. д.) и играет
Важную роль в конкретной жизненной ситуации, определяя поведе-
Ние человека в ней. На изучении межличностных отношений кли-
ентов, стереотипных схем поведения (игр, по терминологии Берна)
и долговременных жизненных планов (скриптов) и строится работа
По осознанию и изменению Эго-состояний клиентов. При этом за-
Дачей психотерапевта является избавление клиента от рано сфор-
Мировавшихся деструктивных игр и сценариев и оптимизация его
Межличностных отношений.
Принципиально новый подход к модификации глубинной пси-
Хологии был осуществлен в теории французского психолога Ж. Ла-
кана (1901-1981). В своих первых работах он исследовал ≪стадию
зеркала≫, т.е. начало узнавания себя в зеркале детьми 6-18 меся-
Цев, выступающую как начало идентификации субъекта.
В 50-60-х годах Лакан начал разрабатывать свою теорию струк-
Турного психоанализа, основные положения которой изложил в
работах ≪Тексты. Избранное≫ (1966), ≪Функции языка в психо-
анализе≫ (1968) и др. В этих трудах он сделал попытку соединить
Идеи Фрейда об особой роли языка и символики в структуре и
Функциях бессознательного с положениями структурной лингви-
Стики.
В созданных им психоаналитических графах и технике психо-
Терапии нашел отражение и его собственный практический опыт.
В психотерапевтической работе Лакан уделял большое внимание
Речи пациента, особенно в процессе свободной беседы, а также
моментам перехода от ≪пустой≫ речи к ≪полной≫ и восстановлению
Символического ряда.
Эффективность этих методов подтверждалась теоретическими
Исследованиями Лакана, в которых обосновывалась возможность
Представить бессознательное в языковых структурах, так как, по
Мнению Лакана, влечение человека есть, по сути, влечение другого,
Опосредованное его речью. Именно этим он объяснял многочис-