Внутренние возможности, определяются тем общественным устрой-
Ством, при котором он живет, его личность развивается в соответ-
Ствии с теми возможностями, которые данное общество ему пре-
Доставляет. Так, при капитализме человек может добиться ощуще-
Ния своей индивидуальности, сделав карьеру или составив состоя-
Ние. В то же время он может почувствовать свою укорененность,
Став служащим большой фирмы. Правда, подчеркивает Фромм,
Укорененность при капитализме относительна, так как и служащие
Одной фирмы редко бывают едины в своем мировоззрении. Именно
Поэтому он считает, что возможности индивидуализации при этом
Строе развиваются в ущерб укорененности, о которой человек на-
Чинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это
Бегство от свободы, характерное для общества, где все друг другу
Чужие, проявляется не только в желании получить надежную рабо-
Ту, но и в идентификации себя с главой фирмы или политическим
Деятелем, которые обещают ему надежность, стабильность и укоре-
Ненность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказы-
Вается слишком трудной для человека, объяснял Фромм и появле-
Ние фашизма, которое он наблюдал в 30-е годы в Германии.
Говоря о несовершенстве капитализма, Фромм не меньше не-
Достатков находил и в социализме, который, с его точки зрения,
Тоже лишает людей индивидуальности, давая им взамен укоренен-
Ность, стереотипность мышления и мировоззрения. Единственным
Чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку при-
Мирить эти две противоположные потребности, является любовь в
Самом широком понимании этого слова. Фромм утверждал, что в
Стремлении к индивидуализации обычно проявляется желание
Освободиться от других, от обязательств и догм, определяющих
Жизнь в обществе. Жажда свободы от всех и любой ценой не позво-
Ляет человеку задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода.
Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возни-
Кает желание променять ее опять на укорененность. В то же время
есть и другая свобода, ≪свобода для≫, т. е. свобода, необходимая
Нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует
Освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают
осуществить задуманное. Поэтому обретение ≪свободы для≫ и ин-
Дивидуальности не тяготит человека, а, наоборот, принимается им
С радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с любимыми
Людьми, и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетво-
Рение потребности в индивидуализации и потребности в укоре-
Ненности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его
Личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорил о необ-
Ходимости построения на Земле нового общества, которое он на-
зывает ≪гуманистическим социализмом≫, построенным на любви
Людей друг к другу.
Так как человек постоянно подвергается воздействию проти-
Воположных стремлений, ему грозит внутренний конфликт, кото-
Рый может сделать его невротиком. Для избежания внутрилично-
Стного конфликта человек прибегает к психологической защите,
Которая примиряет его с самими собой и с обществом. Здесь
Фромм, как и Хорни, подчеркивал, что личностный конфликт вы-
Ливается в противостояние человека и внешнего мира, он проявля-
Ется не только во внутренней напряженности, невротизации, но и
В том стиле общения с другими, который становится ведущим для
Человека.
Фромм описал четыре механизма психологической защиты - са-
Дизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и ма-
Зохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с палачом, кото-
Рые зависят друг от друга, нуждаются друг в друге, хотя разность
Их позиций дает им ощущение собственной индивидуальности. При
Конформизме превалирует чувство укорененности, в то время как
При деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к ин-
Дивидуализации, к разрушению того общества, которое не позво-
Ляет человеку укорениться в нем. Таким образом, хотя эти меха-
Низмы и помогают человеку преодолеть внутреннее несоответствие,
Они тем не менее не решают глобальных проблем построения тако-
Го общества, которое бы способствовало гармоничному развитию
Основных стремлений каждого человека.
Задумавшись над способами построения такого общества,
Фромм пришел к выводу, что есть два способа реализации своей