Внутренние возможности, определяются тем общественным устрой-

Ством, при котором он живет, его личность развивается в соответ-

Ствии с теми возможностями, которые данное общество ему пре-

Доставляет. Так, при капитализме человек может добиться ощуще-

Ния своей индивидуальности, сделав карьеру или составив состоя-

Ние. В то же время он может почувствовать свою укорененность,

Став служащим большой фирмы. Правда, подчеркивает Фромм,

Укорененность при капитализме относительна, так как и служащие

Одной фирмы редко бывают едины в своем мировоззрении. Именно

Поэтому он считает, что возможности индивидуализации при этом

Строе развиваются в ущерб укорененности, о которой человек на-

Чинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это

Бегство от свободы, характерное для общества, где все друг другу

Чужие, проявляется не только в желании получить надежную рабо-

Ту, но и в идентификации себя с главой фирмы или политическим

Деятелем, которые обещают ему надежность, стабильность и укоре-

Ненность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказы-

Вается слишком трудной для человека, объяснял Фромм и появле-

Ние фашизма, которое он наблюдал в 30-е годы в Германии.

Говоря о несовершенстве капитализма, Фромм не меньше не-

Достатков находил и в социализме, который, с его точки зрения,

Тоже лишает людей индивидуальности, давая им взамен укоренен-

Ность, стереотипность мышления и мировоззрения. Единственным

Чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку при-

Мирить эти две противоположные потребности, является любовь в

Самом широком понимании этого слова. Фромм утверждал, что в

Стремлении к индивидуализации обычно проявляется желание

Освободиться от других, от обязательств и догм, определяющих

Жизнь в обществе. Жажда свободы от всех и любой ценой не позво-

Ляет человеку задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода.

Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возни-

Кает желание променять ее опять на укорененность. В то же время

есть и другая свобода, ≪свобода для≫, т. е. свобода, необходимая

Нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует

Освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают

осуществить задуманное. Поэтому обретение ≪свободы для≫ и ин-

Дивидуальности не тяготит человека, а, наоборот, принимается им

С радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с любимыми

Людьми, и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетво-

Рение потребности в индивидуализации и потребности в укоре-

Ненности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его

Личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорил о необ-

Ходимости построения на Земле нового общества, которое он на-

зывает ≪гуманистическим социализмом≫, построенным на любви

Людей друг к другу.

Так как человек постоянно подвергается воздействию проти-

Воположных стремлений, ему грозит внутренний конфликт, кото-

Рый может сделать его невротиком. Для избежания внутрилично-

Стного конфликта человек прибегает к психологической защите,

Которая примиряет его с самими собой и с обществом. Здесь

Фромм, как и Хорни, подчеркивал, что личностный конфликт вы-

Ливается в противостояние человека и внешнего мира, он проявля-

Ется не только во внутренней напряженности, невротизации, но и

В том стиле общения с другими, который становится ведущим для

Человека.

Фромм описал четыре механизма психологической защиты - са-

Дизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и ма-

Зохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с палачом, кото-

Рые зависят друг от друга, нуждаются друг в друге, хотя разность

Их позиций дает им ощущение собственной индивидуальности. При

Конформизме превалирует чувство укорененности, в то время как

При деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к ин-

Дивидуализации, к разрушению того общества, которое не позво-

Ляет человеку укорениться в нем. Таким образом, хотя эти меха-

Низмы и помогают человеку преодолеть внутреннее несоответствие,

Они тем не менее не решают глобальных проблем построения тако-

Го общества, которое бы способствовало гармоничному развитию

Основных стремлений каждого человека.

Задумавшись над способами построения такого общества,

Фромм пришел к выводу, что есть два способа реализации своей

Наши рекомендации