Внутренней природы - способ быть и способ иметь. Люди, которые

Живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону своего

Развития, на укорененность в обществе. Для них главное - пока-

Зать свою индивидуальность, свое значение, которых на самом деле

У них нет, для того чтобы придать себе вес в глазах других. При

Этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность,

Т. е. чем они хотят обладать - знаниями, властью, любовью, рели-

Гией. Их не интересует сама суть этих знаний или религии, но им

Важно показать всем, что это их собственность. Отсюда их догма-

Тизм, нетерпимость ко всем, кто ставит под сомнение истинность

Их позиции, их напряженность и неуверенность, так как они бес-

Сознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную соб-

Ственность; отсюда их агрессивность против всех, кто, как они

Подозревают, покушается на их собственность. Все это приводит к

Неврозу, делая потребность иметь невротически ненасыщаемой и

Приводя все к большей невротизации и напряженности человека.

Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свобо-

Дой и уверенностью человека в себе. Таким людям все равно, что о

Них думают другие, для них главное - это не продемонстрировать

Обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но

Быть, чувствовать себя любящими, религиозными, знающими

Людьми. В этом и реализуется индивидуальность человека, его по-

Нимание своей самоценности. В то же время такие люди не стремят-

Ся рвать все связи с обществом и окружающими, к свободе от всего.

Им нужна свобода только для самореализации, для того чтобы

Быть самим собой. Поэтому обретение свободы не оборачивается

Для них драмой. Стремясь быть собой, эти люди уважают и стрем-

Ления других к бытию, а потому они терпимы и не агрессивны в

Отличие от людей, живущих по принципу иметь. Эти люди под-

Ходят к жизни как к творчеству, выходя в акте творчества за пре-

Делы себя как творения, за пределы пассивности и случайности

Своего существования и переходя в область целенаправленности и

Свободы. Именно в этой человеческой потребности в трансцен-

Дентности, в творчестве, в бытийности и лежат корни любви, ис-

Кусства, религии, науки и материального производства. И именно

Такие люди, по мнению Фромма, помогут появлению нового соци-

Ального общества.

Работы Фромма ≪Бегство от свободы≫ (1941), ≪Человек как он

есть≫ (1947), ≪Анатомия человеческой деструктивности≫ (1973),

≪Иметь или быть≫ (1976) продолжили развитие фрейдомарксизма,

Заложенного Райхом и одно время очень популярного в западной

Психологии. Однако наибольшее значение работ Фромма заключа-

Ется в том, что они, оставаясь в русле основных положений психо-

Анализа, отвечали на новые, возникшие уже во второй половине

XX в. вопросы, соединяя идеи Фрейда не только с учением Маркса,

Но и с работами Адлера и гуманистической психологией. Попытки

На языке психоанализа показать противоречивость позиции челове-

Ка в его общении с окружающими, роль общества, социальной

Формации в развитии личности человека имели огромное значение

Не только для психологии, но и для смежных наук - истории, социо-

Логии, философии, педагогики.

Значительное влияние на развитие глубинной психологии ока-

Зали и работы младшей дочери Фрейда - Анны Фрейд (1895-1982).

Хотя первые ее исследования относятся к 30-м годам, наиболее

Интересные работы появились позже.

А. Фрейд с детства приобщилась к научной деятельности своего

Отца, выполняла в течение многих лет обязанности его секретаря,

А в 1922 г. сделала свой первый научный доклад и была принята в

Венское психоаналитическое общество. В 1938 г., после оккупации

Австрии нацистами, подвергалась аресту и допросам в гестапо,

Что послужило дополнительным основанием для Фрейда покинуть

Вену. Ей и жене Фрейда было разрешено эмигрировать вместе с

Ним. В Лондоне Анна уделяла огромное внимание моральной под-

Держке отца и уходу за ним, когда он заболел.

После смерти 3. Фрейда Анна посвятила себя развитию психо-

Аналитического движения и теории глубинной психологии. Наи-

Большее внимание она уделяла формированию детского психо-

Анализа и стала одним из авторов Эго-психологии. В 1952 г. она

Организовала и возглавила Хэмпстедскую клинику детской тера-

Пии, которой руководила до 1982 г.

В 1936 г. в книге ≪Психология "Я" и защитные механизмы≫ ею

Были систематизированы мысли Фрейда о защитных механизмах

Наши рекомендации