Психологии происходило и во второй половине XX в. Продолжая
Исследования, начатые В.Райхом, О. Ранком, К. Хорни, свою тео-
Рию выдвинул Э. Фромм (1900-1980).
Э. Фромм окончил Франкфуртский университет. После получе-
Ния в 1922 г. степени доктора философии в Гейдельбергском уни-
Верситете он был приглашен специализироваться в области пси-
хоанализа сначала в Мюнхенский университет, а позднее в знаме-
Нитый Берлинский психоаналитический институт. В 1933 г. Фромм
Переехал в США, где он вначале стал лектором Чикагского психо-
Аналитического института, в котором работала и К. Хорни. Спустя
Некоторое время он перебрался в Нью-Йорк, где занялся частной
Практикой и параллельно читал циклы лекций в ряде американских
университетов.
Фромм по праву считается наиболее социально ориентирован-
Ным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окру-
Жение не просто условие, а важнейший фактор развития личности.
При этом в отличие от Адлера, который также придавал большое
Значение среде, Фромм под средой понимал не только ближайшее
Окружение ребенка, его семью и близких, но и тот социальный
Строй, в котором он живет. Говоря о влияниях, которые он испы-
Тывал в своей научной жизни, Фромм подчеркивал, что наиболь-
Шее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и
Хотел объединить в своей теории, особенно в ранний период своего
Творчества. Если от Фрейда он взял главным образом идею о до-
Минирующей роли бессознательного в личности человека, то от
Маркса - его мысль о значении социальной формации для развития
Психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализме,
Понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей
Друг от друга.
Исследуя развитие личности, Фромм пришел к выводу, что
Движущими силами этого развития являются две врожденные бес-
Сознательные потребности, находящиеся в состоянии антагониз-
Ма, - потребности в укоренении и в индивидуализации. Если по-
Требность в укоренении заставляет человека стремиться к общест-
Ву, соотносить себя с другими его членами, строить общую с ними
Систему ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в инди-
Видуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других,
к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности
Способствуют возникновению внутренних противоречий, конфлик-
Та мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то
Образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.
Стремление человека примирить эти потребности, с точки зре-
Ния Фромма, становится двигателем не только индивидуального
Развития, но и общества в целом, так как все социальные форма-
Ции, которые создаются человеком, являются как раз попытками
Уравновесить эти стремления. Он считал, что в начале своего раз-
Вития человек был частью природы и не выделял себя из окру-
Жающего. Только в этот период он и был счастлив, так как стремле-
Ние к укорененности в природе сочеталось с возможностью изоля-
Ции от соплеменников. Разрушив свою связь с природой, человек
Оставил для себя только одну возможность укорененности - соци-
Альную, тем самым поставив себя в зависимость от окружающих.
При этом первый строй - первобытный - способствовал развитию
Именно стремления к укорененности, оставляя в тени стремление к
Индивидуализации. Не смирившись с этим, человек изменяет строй,
И в рабовладельческом строе у него появляется возможность инди-
Видуализации - в богатстве, в войне. Но при этом уменьшается
Вероятность укоренения в обществе, становятся менее крепкими
Связи между людьми. Страдая от такой изоляции, люди опять изме-
Няют общественный строй, приходят к феодализму, в котором
Велика возможность укоренения, так как каждый человек жестко
Связан с членами своей социальной группы. В то же время такая
Жесткая стереотипизация не позволяет проявиться в полной мере
Индивидуальности человека, так как он не может выйти за рамки
Своего класса. Стремясь к свободе и независимости от этих жестких
Рамок, люди переходят к капитализму, который максимально спо-
Собствует их свободному развитию, хотя и ограничивает их воз-
Можность укоренения, оставляя людей наедине со своей свободой
Во враждебном мире.
Таким образом, отношение общества к человеку проявляется
В том, что способы, с помощью которых человек реализует свои