Одной из ведущих характеристик личности. С его точки зрения
(как позднее и Фромма), свобода, получаемая человеком в про-
Цессе его индивидуализации, порождает у него чувство одиноче-
Ства, которое и приводит к неврозу. Установление различных свя-
Зей с окружающими может компенсировать это чувство одиноче-
Ства, однако оптимальным является осознание свободы собствен-
Ной воли. При этом Ранк, исходя из философских традиций, рас-
Сматривал волю как автономную творческую силу, которая на-
Правляет деятельность человека.
На основе этих положений он разработал свою концепцию
≪волевой терапии≫, которая была изложена в книге ≪Волевая тера-
пия≫ (1936). В отличие от других психотерапевтических методов в
Новой работе была предложена концепция развития индивидуаль-
Ного творчества пациента как основы его выздоровления и даль-
Нейшего адекватного развития.
С помощью принципов глубинной психологии были разработа-
Ны и этнопсихологические концепции, о которых говорилось выше.
Одним из первых начал использование психоаналитической
Терминологии при исследовании этнографических и культуроло-
Гических проблем Б.Малиновский (1884-1942). В своих работах
Он уделял большое внимание изучению роли культуры в форми-
Ровании человека, его потребностей. При этом культура в его
Концепции понималась как интегральная система, созданная
Людьми для удовлетворения их потребностей. Именно материалы
Этнографических исследований Малиновского впервые доказали,
что эдипов комплекс - не универсальное образование, как считал
Фрейд, а зависит от социальных условий.
А.Кардинер (1892-1981) на основе Эго-психологии разработал
Психодинамическую концепцию национального характера. В сво-
их работах ≪Индивид и его общество≫ (1939), ≪Психологические
границы общества≫ (1945) он доказывал, что развитие националь-
Ного характера обусловливается географическими, экономиче-
Скими, этническими факторами. Исходя из этого, он разработал
Концепцию базовой личности, в которой показал, что психические
Качества, свойственные всем людям данной культуры, являются
Продуктом специфического способа воспитания детей.
В 30-х годах возникла и первая концепция, в которой была
Предпринята попытка связать принципы социального научения
(бихевиоризм) и глубинной психологии. Ее автора - американско-
Го психолога X. С. Салливана (1892-1949) поэтому часто относят к
Обоим направлениям.
Защитив докторскую диссертацию в 1917 г., Салливан начал
Свою карьеру как военный медик во время Первой мировой вой-
Ны. Специализация в области практической психиатрии стимули-
Ровала его интерес к теоретической психологии. С 1923 г. он был
Профессором психиатрии в Университетской мерилендской меди-
Цинской школе, в 30-40-х годах читал лекции по психиатрии и
психологии в различных университетах. В 1948 г. ему удалось на-
чать издание ≪Журнала биологии и патологии≫ и ≪Журнала для
изучения интерперсональных процессов≫.
Свою теорию Салливан назвал интерперсональной теорией пси-
Хиатрии. В ее основе лежали три принципа, заимствованные из био-
Логии, - принцип коммунального (общественного) существования,
Принцип функциональной активности и принцип организации. При
Этом Салливан модифицировал и соединил в своей концепции два
Наиболее распространенных в США психологических направле-
Ния - психоанализ и бихевиоризм. Обобщающие труды, в которых
изложены его взгляды, появились в 50-е годы: ≪Напряжения, кото-
рые вызывают войну≫ (1950), ≪Интерперсональная теория психиат-
рии≫ (1953), ≪Психиатрическое интервью≫ (1954).
Он писал, что личность человека является не врожденным ка-
Чеством, но формируется в процессе общения младенца с окружаю-
щими, т. е. ≪личность - это модель повторяющихся межличност-
ных, интерперсональных отношений≫. В своем развитии ребенок
Проходит несколько этапов - от младенчества до юношества, при-
Чем на каждом этапе формируется определенная модель. Так, в
Детстве эта модель формируется на основе совместных со сверст-
Никами игр, в предъюношестве - на основе общения с представи-
Телями другого пола и т. п. Хотя ребенок и не рождается с опреде-
Ленными социальными чувствами, они формируются у него в пер-
Вые дни жизни, и процесс их развития связан со стремлением че-
Ловека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.
Салливан считал, что потребность не только создает напряжен-