Одной из ведущих характеристик личности. С его точки зрения

(как позднее и Фромма), свобода, получаемая человеком в про-

Цессе его индивидуализации, порождает у него чувство одиноче-

Ства, которое и приводит к неврозу. Установление различных свя-

Зей с окружающими может компенсировать это чувство одиноче-

Ства, однако оптимальным является осознание свободы собствен-

Ной воли. При этом Ранк, исходя из философских традиций, рас-

Сматривал волю как автономную творческую силу, которая на-

Правляет деятельность человека.

На основе этих положений он разработал свою концепцию

≪волевой терапии≫, которая была изложена в книге ≪Волевая тера-

пия≫ (1936). В отличие от других психотерапевтических методов в

Новой работе была предложена концепция развития индивидуаль-

Ного творчества пациента как основы его выздоровления и даль-

Нейшего адекватного развития.

С помощью принципов глубинной психологии были разработа-

Ны и этнопсихологические концепции, о которых говорилось выше.

Одним из первых начал использование психоаналитической

Терминологии при исследовании этнографических и культуроло-

Гических проблем Б.Малиновский (1884-1942). В своих работах

Он уделял большое внимание изучению роли культуры в форми-

Ровании человека, его потребностей. При этом культура в его

Концепции понималась как интегральная система, созданная

Людьми для удовлетворения их потребностей. Именно материалы

Этнографических исследований Малиновского впервые доказали,

что эдипов комплекс - не универсальное образование, как считал

Фрейд, а зависит от социальных условий.

А.Кардинер (1892-1981) на основе Эго-психологии разработал

Психодинамическую концепцию национального характера. В сво-

их работах ≪Индивид и его общество≫ (1939), ≪Психологические

границы общества≫ (1945) он доказывал, что развитие националь-

Ного характера обусловливается географическими, экономиче-

Скими, этническими факторами. Исходя из этого, он разработал

Концепцию базовой личности, в которой показал, что психические

Качества, свойственные всем людям данной культуры, являются

Продуктом специфического способа воспитания детей.

В 30-х годах возникла и первая концепция, в которой была

Предпринята попытка связать принципы социального научения

(бихевиоризм) и глубинной психологии. Ее автора - американско-

Го психолога X. С. Салливана (1892-1949) поэтому часто относят к

Обоим направлениям.

Защитив докторскую диссертацию в 1917 г., Салливан начал

Свою карьеру как военный медик во время Первой мировой вой-

Ны. Специализация в области практической психиатрии стимули-

Ровала его интерес к теоретической психологии. С 1923 г. он был

Профессором психиатрии в Университетской мерилендской меди-

Цинской школе, в 30-40-х годах читал лекции по психиатрии и

психологии в различных университетах. В 1948 г. ему удалось на-

чать издание ≪Журнала биологии и патологии≫ и ≪Журнала для

изучения интерперсональных процессов≫.

Свою теорию Салливан назвал интерперсональной теорией пси-

Хиатрии. В ее основе лежали три принципа, заимствованные из био-

Логии, - принцип коммунального (общественного) существования,

Принцип функциональной активности и принцип организации. При

Этом Салливан модифицировал и соединил в своей концепции два

Наиболее распространенных в США психологических направле-

Ния - психоанализ и бихевиоризм. Обобщающие труды, в которых

изложены его взгляды, появились в 50-е годы: ≪Напряжения, кото-

рые вызывают войну≫ (1950), ≪Интерперсональная теория психиат-

рии≫ (1953), ≪Психиатрическое интервью≫ (1954).

Он писал, что личность человека является не врожденным ка-

Чеством, но формируется в процессе общения младенца с окружаю-

щими, т. е. ≪личность - это модель повторяющихся межличност-

ных, интерперсональных отношений≫. В своем развитии ребенок

Проходит несколько этапов - от младенчества до юношества, при-

Чем на каждом этапе формируется определенная модель. Так, в

Детстве эта модель формируется на основе совместных со сверст-

Никами игр, в предъюношестве - на основе общения с представи-

Телями другого пола и т. п. Хотя ребенок и не рождается с опреде-

Ленными социальными чувствами, они формируются у него в пер-

Вые дни жизни, и процесс их развития связан со стремлением че-

Ловека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.

Салливан считал, что потребность не только создает напряжен-

Наши рекомендации