В том же случае, когда требуются преодоление более серьезных
Комплексов и решение специальных проблем, развитие игры долж-
Но осуществляться и направляться взрослым.
Теория Адлера стала своеобразной антитезой фрейдовской кон-
Цепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистиче-
Скую психологию, психотерапию и психологию личности.
Развитие психоанализа в 30-50-е годы
В отличие от Юнга и Адлера, которые подчеркивали, что ра-
Зошлись с Фрейдом по принципиальным вопросам, связанным
Прежде всего со структурой личности и механизмами личностного
Развития, К.Хорни (1885-1952) говорила, что она лишь стремится
Исправить некоторые недостатки теории Фрейда, оставаясь его
Последовательницей по принципиальным вопросам. Однако ее
Попытки раздвинуть рамки ортодоксального фрейдизма, недоста-
Ток которого заключается, по ее мнению, в механистической,
Биологической направленности этой концепции, на самом деле
Привели и ее к пересмотру основных положений теории Фрейда.
Хорни получила образование на медицинском факультете Бер-
линского университета. В 1918 г. она поступила на работу в Бер-
Линский психоаналитический институт, в котором проработала до
Г. По приглашению Ф. Александера она переехала в США,
Куда перебрались и другие известные немецкие ученые в связи с
Приходом нацизма. В течение двух лет Хорни занимала пост за-
Местителя директора Чикагского психоаналитического института.
В 1934 г. она переехала в Нью-Йорк, где преподавала в психоана-
Литическом институте, занимаясь параллельно терапевтической
Практикой. Как и многие последователи Фрейда, она постепенно
Разочаровалась в ортодоксальном психоанализе и основала свою
Ассоциацию, преобразованную позднее в Американский институт
Психоанализа.
Так же как и Адлер и позднее Фромм, Хорни пришла к выводу
О доминирующем влиянии общества, социального окружения на
Развитие личности человека. Она также доказывала, что развитие
Не предопределено только врожденными инстинктами, человек
Может изменяться и продолжать свое развитие в течение жизни,
Поэтому не существует фатальной обреченности на невроз, о кото-
Рой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань меж-
Ду нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздо-
Ровление даже у невротизированных людей. Разработанная ею
Концепция нашла отражение во многих ее работах, и прежде всего
в книгах ≪Новые пути в психоанализ≫ (1939) и ≪Невроз и развитие
человека≫ (1950).
Она исходила из того, что в структуре личности доминируют
Не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство тре-
Воги, беспокойства, которое Хорни называла чувством коренной
Тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни писала, что оно
связано с ≪имеющимся у ребенка ощущением одиночества и бес-
помощности в потенциально враждебном ему мире≫. Таким обра-
Зом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении
Бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним
Миром и человеком.
Хорни считала, что причинами развития этой тревоги могут
Быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека,
Подавляющая личность ребенка, и враждебная атмосфера или дис-
Криминация либо, наоборот, слишком большое восхищение ребен-
Ком. Каким же образом такие противоречивые факторы могут
Стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни
Выделяла два вида тревоги - физиологическую и психологическую.
Физиологическая тревога связана со стремлением ребенка удов-
Летворить свои насущные потребности - в пище, комфорте. Ребе-
Нок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят, и пото-
Му испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего су-
Ществования. Однако со временем, если мать и окружающие о нем
Заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит.
В том же случае, если его потребности не удовлетворяются, тревога
Нарастает и становится фоном для общей невротизации человека.
Однако если избавление от физиологической тревоги достига-
Ется простым уходом за ребенком и удовлетворением его основных
Потребностей, то преодоление психологической тревоги является
Более сложным процессом, так как оно связано с развитием адек-
ватности ≪образа Я≫. Введение понятия ≪образа Я≫ - одно из важ-
Нейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из