В том же случае, когда требуются преодоление более серьезных

Комплексов и решение специальных проблем, развитие игры долж-

Но осуществляться и направляться взрослым.

Теория Адлера стала своеобразной антитезой фрейдовской кон-

Цепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистиче-

Скую психологию, психотерапию и психологию личности.

Развитие психоанализа в 30-50-е годы

В отличие от Юнга и Адлера, которые подчеркивали, что ра-

Зошлись с Фрейдом по принципиальным вопросам, связанным

Прежде всего со структурой личности и механизмами личностного

Развития, К.Хорни (1885-1952) говорила, что она лишь стремится

Исправить некоторые недостатки теории Фрейда, оставаясь его

Последовательницей по принципиальным вопросам. Однако ее

Попытки раздвинуть рамки ортодоксального фрейдизма, недоста-

Ток которого заключается, по ее мнению, в механистической,

Биологической направленности этой концепции, на самом деле

Привели и ее к пересмотру основных положений теории Фрейда.

Хорни получила образование на медицинском факультете Бер-

линского университета. В 1918 г. она поступила на работу в Бер-

Линский психоаналитический институт, в котором проработала до

Г. По приглашению Ф. Александера она переехала в США,

Куда перебрались и другие известные немецкие ученые в связи с

Приходом нацизма. В течение двух лет Хорни занимала пост за-

Местителя директора Чикагского психоаналитического института.

В 1934 г. она переехала в Нью-Йорк, где преподавала в психоана-

Литическом институте, занимаясь параллельно терапевтической

Практикой. Как и многие последователи Фрейда, она постепенно

Разочаровалась в ортодоксальном психоанализе и основала свою

Ассоциацию, преобразованную позднее в Американский институт

Психоанализа.

Так же как и Адлер и позднее Фромм, Хорни пришла к выводу

О доминирующем влиянии общества, социального окружения на

Развитие личности человека. Она также доказывала, что развитие

Не предопределено только врожденными инстинктами, человек

Может изменяться и продолжать свое развитие в течение жизни,

Поэтому не существует фатальной обреченности на невроз, о кото-

Рой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань меж-

Ду нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздо-

Ровление даже у невротизированных людей. Разработанная ею

Концепция нашла отражение во многих ее работах, и прежде всего

в книгах ≪Новые пути в психоанализ≫ (1939) и ≪Невроз и развитие

человека≫ (1950).

Она исходила из того, что в структуре личности доминируют

Не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство тре-

Воги, беспокойства, которое Хорни называла чувством коренной

Тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни писала, что оно

связано с ≪имеющимся у ребенка ощущением одиночества и бес-

помощности в потенциально враждебном ему мире≫. Таким обра-

Зом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении

Бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним

Миром и человеком.

Хорни считала, что причинами развития этой тревоги могут

Быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека,

Подавляющая личность ребенка, и враждебная атмосфера или дис-

Криминация либо, наоборот, слишком большое восхищение ребен-

Ком. Каким же образом такие противоречивые факторы могут

Стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни

Выделяла два вида тревоги - физиологическую и психологическую.

Физиологическая тревога связана со стремлением ребенка удов-

Летворить свои насущные потребности - в пище, комфорте. Ребе-

Нок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят, и пото-

Му испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего су-

Ществования. Однако со временем, если мать и окружающие о нем

Заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит.

В том же случае, если его потребности не удовлетворяются, тревога

Нарастает и становится фоном для общей невротизации человека.

Однако если избавление от физиологической тревоги достига-

Ется простым уходом за ребенком и удовлетворением его основных

Потребностей, то преодоление психологической тревоги является

Более сложным процессом, так как оно связано с развитием адек-

ватности ≪образа Я≫. Введение понятия ≪образа Я≫ - одно из важ-

Нейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из

Наши рекомендации