Необходимо было стандартизировать методики, сделав их более

Точными и поддающимися объективной проверке. Это привело к

Таблица 8

Основные теории глубинной психологии

Ученый

Фрейд

К. Юнг

А. Адлер

К. Хорни

Г. Салли-

Ван

Э. Фромм

Э. Эриксон

Движущие силы

Развития личности

Врожденные бессоз-

Нательные влечения к

Жизни и смерти (эрос

И танатос), транс-

Формирующиеся ли-

Бидозное, агрессивное

И влечение к суициду

Обобщенная психиче-

Ская энергия либидо,

Принимающая разные

Формы и канализи-

Рующая опыт челове-

Ка через врожденные

Архетипы

Чувство общности,

Чувство неполноцен-

Ности и стремление к

Превосходству

Чувство коренной

Тревоги

(физиологической и

Психологической)

Чувство беспокойст-

Ва, тревоги

Стремление к укоре-

Ненности и независи-

Мости, индивидуали-

Зации

Личность развивается

На протяжении всей

Жизни, проходя 8 основ-

Ных этапов своего ста-

Новления, на каждом из

Которых видоизменяет-

Ся форма психической

Энергии (чувство вины,

Идентичности и т.д.)

Структура и/или

Типология личности

Ид, Эго и Супер-Эго

Сознание, индивиду-

Альное бессознатель-

Ное, коллективное бес-

Сознательное, типоло-

Гия личности, постро-

Енная на доминирова-

Нии экстра-интроверт-

Ности и одной из пси-

Хических функций

Типология - форми-

Рование индивиду-

Ального стиля жиз-

Ни, построенная на

Форме компенсации

И чувства общности

≪Образ Я≫, который

Может быть адекват-

Ным или неадекват-

Ным и включает зна-

Ние о себе и отноше-

Ние к себе

≪Я-концепция≫, состо-

ящая из хорошего ≪Я≫,

плохого ≪Я≫ и ≪не-Я≫

Типология, основан-

Ная на доминирова-

Нии одной из двух

Потребностей - быть

Или иметь

Ведущая структура

Эго, стремящаяся к

Соматической, лич-

Ностной и социаль-

Ной идентичности

Основные меха-

Низмы развития

И защиты

Идентификация с

Близким взрос-

Лым своего пола.

Вытеснение, рег-

Рессия, рациона-

Лизация, проек-

Ция, сублимация

Компенсация не-

Полноценности -

Неполная, полная,

Сверхкомпенсация

И мнимая

Стремление к лю-

Дям (конформизм),

от людей (уход) и

Против людей

(агрессия)

Избирательное

Внимание

Садизм, мазо-

Хизм, конфор-

Мизм, деструкти-

Визм

Стремление к це-

Лостности, иденти-

Фикация (с собой,

Своей культурой,

Этносом и т. д.)

разработке проективных методик, имеющих ключи и примерные

Стандарты интерпретации материала. За короткое время появились

Различные виды таких методик (образных и вербальных), полу-

Чивших широкое распространение, так же как и метод ассоциатив-

Ного эксперимента, предложенный Юнгом. Достоинство новых

Способов заключалось не только в большей объективности, но и в

Возможности быстрее получить искомые данные.

Важным моментом в развитии психоанализа было и изменение

Подхода к проблеме психологической защиты. Если у Фрейда за-

Щита выполняла функции примирения внутриличностного конф-

Ликта (между Ид и Супер-Эго), то в новых теориях Хорни, Фромма,

Салливана и других ученых она использовалась и при конфликтах

между субъектом и окружающим (см. табл. 8). Поэтому к защите

причисляются также другие проявления - такие, как конформизм,

агрессия, уход, садизм и т. д. Экстериоризация психологической за-

Щиты, идея о том, что в стиле общения можно увидеть симптомы

Невротических переживаний и способы их преодоления, способст-

Вовали объективации исследований и разработке новых видов

Коррекции.

Значимые открытия в психологии личности, сделанные в дру-

Гих направлениях, прежде всего в гуманистической психологии, в

Теориях социального научения бихевиоризма, заинтересовали и

Психоаналитиков. Поэтому в Эго-психологии А. Фрейд больше

Внимания стало уделяться сознательным мотивам человека, а в

Теориях Салливана и Берна - контактам со значимыми другими

(см. табл. 8). Данные о развитии мотивации в течение всей жизни

Человека, о роли творчества в общей иерархии потребностей при-

Вели Э. Эриксона к пересмотру, казалось бы, незыблемых постула-

Тов глубинной психологии, связанных с ролью первых лет жизни.

Заговорив о кризисах в процессе становления человека, он ввел в

психоанализ и новую для него идею (исключая теорию Адлера) о

цельности личности, необходимости осознания своей идентичности

с самим собой и обществом (см. табл. 8). Таким образом, ко второй

половине XX в. психоанализ постепенно стал превращаться в тео-

рию личности, хотя первоначально являлся в большей степени мо-

Тивационной теорией индивида.

Теория Фрейда

Наши рекомендации