Необходимо было стандартизировать методики, сделав их более
Точными и поддающимися объективной проверке. Это привело к
Таблица 8
Основные теории глубинной психологии
Ученый
Фрейд
К. Юнг
А. Адлер
К. Хорни
Г. Салли-
Ван
Э. Фромм
Э. Эриксон
Движущие силы
Развития личности
Врожденные бессоз-
Нательные влечения к
Жизни и смерти (эрос
И танатос), транс-
Формирующиеся ли-
Бидозное, агрессивное
И влечение к суициду
Обобщенная психиче-
Ская энергия либидо,
Принимающая разные
Формы и канализи-
Рующая опыт челове-
Ка через врожденные
Архетипы
Чувство общности,
Чувство неполноцен-
Ности и стремление к
Превосходству
Чувство коренной
Тревоги
(физиологической и
Психологической)
Чувство беспокойст-
Ва, тревоги
Стремление к укоре-
Ненности и независи-
Мости, индивидуали-
Зации
Личность развивается
На протяжении всей
Жизни, проходя 8 основ-
Ных этапов своего ста-
Новления, на каждом из
Которых видоизменяет-
Ся форма психической
Энергии (чувство вины,
Идентичности и т.д.)
Структура и/или
Типология личности
Ид, Эго и Супер-Эго
Сознание, индивиду-
Альное бессознатель-
Ное, коллективное бес-
Сознательное, типоло-
Гия личности, постро-
Енная на доминирова-
Нии экстра-интроверт-
Ности и одной из пси-
Хических функций
Типология - форми-
Рование индивиду-
Ального стиля жиз-
Ни, построенная на
Форме компенсации
И чувства общности
≪Образ Я≫, который
Может быть адекват-
Ным или неадекват-
Ным и включает зна-
Ние о себе и отноше-
Ние к себе
≪Я-концепция≫, состо-
ящая из хорошего ≪Я≫,
плохого ≪Я≫ и ≪не-Я≫
Типология, основан-
Ная на доминирова-
Нии одной из двух
Потребностей - быть
Или иметь
Ведущая структура
Эго, стремящаяся к
Соматической, лич-
Ностной и социаль-
Ной идентичности
Основные меха-
Низмы развития
И защиты
Идентификация с
Близким взрос-
Лым своего пола.
Вытеснение, рег-
Рессия, рациона-
Лизация, проек-
Ция, сублимация
Компенсация не-
Полноценности -
Неполная, полная,
Сверхкомпенсация
И мнимая
Стремление к лю-
Дям (конформизм),
от людей (уход) и
Против людей
(агрессия)
Избирательное
Внимание
Садизм, мазо-
Хизм, конфор-
Мизм, деструкти-
Визм
Стремление к це-
Лостности, иденти-
Фикация (с собой,
Своей культурой,
Этносом и т. д.)
разработке проективных методик, имеющих ключи и примерные
Стандарты интерпретации материала. За короткое время появились
Различные виды таких методик (образных и вербальных), полу-
Чивших широкое распространение, так же как и метод ассоциатив-
Ного эксперимента, предложенный Юнгом. Достоинство новых
Способов заключалось не только в большей объективности, но и в
Возможности быстрее получить искомые данные.
Важным моментом в развитии психоанализа было и изменение
Подхода к проблеме психологической защиты. Если у Фрейда за-
Щита выполняла функции примирения внутриличностного конф-
Ликта (между Ид и Супер-Эго), то в новых теориях Хорни, Фромма,
Салливана и других ученых она использовалась и при конфликтах
между субъектом и окружающим (см. табл. 8). Поэтому к защите
причисляются также другие проявления - такие, как конформизм,
агрессия, уход, садизм и т. д. Экстериоризация психологической за-
Щиты, идея о том, что в стиле общения можно увидеть симптомы
Невротических переживаний и способы их преодоления, способст-
Вовали объективации исследований и разработке новых видов
Коррекции.
Значимые открытия в психологии личности, сделанные в дру-
Гих направлениях, прежде всего в гуманистической психологии, в
Теориях социального научения бихевиоризма, заинтересовали и
Психоаналитиков. Поэтому в Эго-психологии А. Фрейд больше
Внимания стало уделяться сознательным мотивам человека, а в
Теориях Салливана и Берна - контактам со значимыми другими
(см. табл. 8). Данные о развитии мотивации в течение всей жизни
Человека, о роли творчества в общей иерархии потребностей при-
Вели Э. Эриксона к пересмотру, казалось бы, незыблемых постула-
Тов глубинной психологии, связанных с ролью первых лет жизни.
Заговорив о кризисах в процессе становления человека, он ввел в
психоанализ и новую для него идею (исключая теорию Адлера) о
цельности личности, необходимости осознания своей идентичности
с самим собой и обществом (см. табл. 8). Таким образом, ко второй
половине XX в. психоанализ постепенно стал превращаться в тео-
рию личности, хотя первоначально являлся в большей степени мо-
Тивационной теорией индивида.
Теория Фрейда