Ное высоко. Ее включение в гештальт со шкафом не представляет
Для ребенка трудностей. Использование ящика уже нуждается в
Некоторой перестановке, так как он может осознаваться в несколь-
Ких функциях. Что же касается стула, то он осознается ребенком не
Сам по себе, но уже включенным в другой гештальт - со столом, с
Которым он представляется ребенку единым целым. Поэтому для
Решения данной задачи детям надо сначала разбить целостный
Образ стол-стул на два, а затем уже стул соединить со шкафом в
Новый образ, осознав его новую функциональную роль. Вот почему
этот вариант является самым сложным для решения.
Данные эксперименты, подтверждая универсальность инсайта,
Раскрывали, с точки зрения Келера, и общее направление психи-
Ческого развития, и роль обучения в этом процессе. Доказывая
Основное положение его школы о том, что психическое развитие
Связано с переходом от схватывания общей ситуации к ее диффе-
Ренциации и формированию нового, более адекватного ситуации
Гештальта, Келер раскрывал условия, способствующие этому пере-
Ходу. Такое развитие, считал Келер, происходит как внезапно, так
и в процессе обучения, которое также ведет к образованию новой
Структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию
Ситуации. Иными словами, при определенных условиях обучение
Может способствовать развитию мышления, причем это связано
Не с организацией поисковой активности ребенка по типу проб и
Ошибок, но с созданием условий, способствующих инсайту. Таким
Образом, опыты Келера доказывали мгновенный, а не протяжен-
Ный во времени характер мышления, в основе которого лежит ин-
Сайт. Несколько позже К.Бюлер, который пришел к похожему
выводу, назвал этот феномен ≪ага-переживание≫, также подчерки-
Вая его внезапность и одномоментность.
Понятие об инсайте - ключевое для гештальтпсихологии - стало
Основой объяснения всех форм мыслительной деятельности, в том
Числе и продуктивного мышления, как было показано в работах
Вертгеймера, о которых говорилось выше.
Дальнейшие исследования Келера были связаны с проблемой
Изоморфизма. Изучая детерминанты, лежащие в основе инсайта,
Он пришел к выводу о необходимости анализа физических и физи-
Ко-химических процессов, происходящих в коре головного мозга.
В 1920 г. появилась его работа ≪Физические гештальты в покое и
стационарном состоянии≫, в которой изложены основные идеи
Изоморфизма, т. е. идеи подобия двух или нескольких систем, на-
пример подобия топографической карты рельефу местности, на ней
Отраженному. Ориентация на достижения в физике открывала, по
Мнению Келера, новые перспективы и перед психологией, для ко-
Торой модели физических полей и тех энергетических процессов,
Которые их определяют, могут служить аналогом, объясняющим
Происходящие в коре процессы. Изоморфизм, т. е. идея о соответст-
Вии между физической, физиологической и психологической систе-
Мами, позволял привести сознание в соответствие с физическим ми-
ром, не лишая его самостоятельной ценности. Внешним, физиче-
Ским гештальтам соответствуют нейрофизиологические, с которы-
Ми, в свою очередь, связаны психологические образы и понятия.
Изучение изоморфизма привело Келера к открытию новых за-
Конов восприятия - значения (предметности восприятия) и отно-
Сительного восприятия цветов в паре (закон транспозиции), изло-
женных им в книге ≪Гештальтпсихология≫ (1929). Однако теория
Изоморфизма осталась самым слабым и уязвимым местом не толь-
Ко его концепции, но и гештальтпсихологии в целом.
Динамическая теория личности и группы Левина
Теория К.Левина (1890-1947), так же как теории других геш-
Тальтпсихологов, сложилась под влиянием успехов точных наук -
физики, математики. Заинтересовавшись в университете психоло-
Гией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость
Эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. После
учебы в университетах Мюнхена и Берлина Левин в 1914 г. получил
Докторскую степень. Приняв предложение преподавать психоло-
гию в психологическом институте Берлинского университета, он
Сблизился с Коффкой, Келером и Вертгеймером. Близость их по-
Зиции связана как с общими взглядами на природу психического,
Так и с попытками в качестве объективной основы эксперимен-
Тальной психологии выбрать физику. Однако, в отличие от своих