Тежа, схемы, в виде которой представляется условие задачи или
Проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правиль-
Ность решения, причем хорошая схема дает возможность посмот-
Реть на нее с разных точек зрения, т.е. позволяет создать из обра-
Зов, которые входят в ситуацию, разные гештальты. Этот процесс
Создания разных гештальтов из набора постоянных образов и явля-
Ется процессом творчества, при этом чем больше различных значе-
Ний получат предметы, включенные в эти структуры, тем более
Высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Такое пе-
Реструктурирование легче производить на образном, а не на вер-
Бальном материале, поэтому неудивительно, что Вертгеймер при-
Шел к выводу о том, что ранний переход к логическому мышлению
Мешает развитию творчества у детей. Он также говорил о том, что
Упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении
Происходит фиксация одного и того же образа и ребенок привы-
Кает рассматривать вещи только в одной позиции.
Значительное внимание ученый уделял и проблемам этики,
Нравственности личности исследователя, подчеркивая, что фор-
Мирование этих качеств также должно учитываться при обучении,
А само обучение должно быть построено так, чтобы дети получали
От него радость, радость открытия нового. Эти исследования были
направлены преимущественно на изучение ≪визуального≫ мышле-
Ния, однако открытые Вертгеимером закономерности и стадии
Мыслительной деятельности, так же как взаимосвязь интуитивного
И логического в процессе продуктивного мышления, носят общий
Характер.
Данные, полученные в исследованиях Вертгеймера, привели
Гештальтпсихологов к выводу о том, что ведущим психическим
Процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, является
Восприятие.
Изучением его развития занимался главным образом К.Коффка
(1886-1941), который стремился соединить генетическую психоло-
Гию с гештальтпсихологией. Он, так же как и Вертгеймер, окон-
чил Берлинский университет, а затем работал под руководством
Штумпфа, написав докторскую диссертацию о восприятии музы-
Кального ритма (1909).
В книге ≪Основы психического развития≫ (1921) и других ра-
Ботах Коффка доказывал, что от того, как воспринимает ребенок
Мир, зависит его поведение и понимание ситуации. К такому вы-
Воду он пришел потому, что считал, как уже отмечалось выше, что
Процесс психического развития - это рост и дифференциация геш-
Тальтов. Данное мнение разделяли и другие гештальтпсихологи.
Так как определяет и направляет процесс формирования и транс-
Формации гештальтов восприятие окружающего мира, то именно
Восприятие и является ведущей психической функцией психическо-
Го развития в целом.
Сам процесс психического развития, с точки зрения Коффки,
Делится на два параллельных процесса - созревание и обучение.
В своих работах он подчеркивал их независимость, доказывал, что
В процессе развития обучение может опережать созревание, а может
И отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу,
Создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее обучение не
Может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов,
Так же как и процесс созревания не ускоряет обучение.
Изучая процесс восприятия, гештальтпсихологи утверждали,
Что его основные свойства рождаются постепенно, с вызреванием
Гештальтов. Так появляются константность и правильность вос-
Приятия, а также его осмысленность.
Исследования развития восприятия у детей, которые проводи-
Лись в лаборатории Коффки, показали, что ребенок рождается с
Набором смутных и не очень адекватных образов внешнего мира.
Постепенно в течение жизни эти образы дифференцируются и ста-
Новятся все более точными. Так, при рождении у детей есть смут-
Ный образ человека, в гештальт которого входят его голос, лицо,
Волосы, характерные движения. Поэтому маленький ребенок (одно-
го-двух месяцев) может не узнать даже близкого взрослого, если он
Резко поменяет прическу или сменит привычную одежду на совер-
Шенно незнакомую. Однако уже к концу первого полугодия этот
Смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ
Лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот,
Волосы, появляются и образы голоса, тела и т. п.
Исследования Коффки показали, что так же развивается и вос-