Тежа, схемы, в виде которой представляется условие задачи или

Проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правиль-

Ность решения, причем хорошая схема дает возможность посмот-

Реть на нее с разных точек зрения, т.е. позволяет создать из обра-

Зов, которые входят в ситуацию, разные гештальты. Этот процесс

Создания разных гештальтов из набора постоянных образов и явля-

Ется процессом творчества, при этом чем больше различных значе-

Ний получат предметы, включенные в эти структуры, тем более

Высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Такое пе-

Реструктурирование легче производить на образном, а не на вер-

Бальном материале, поэтому неудивительно, что Вертгеймер при-

Шел к выводу о том, что ранний переход к логическому мышлению

Мешает развитию творчества у детей. Он также говорил о том, что

Упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении

Происходит фиксация одного и того же образа и ребенок привы-

Кает рассматривать вещи только в одной позиции.

Значительное внимание ученый уделял и проблемам этики,

Нравственности личности исследователя, подчеркивая, что фор-

Мирование этих качеств также должно учитываться при обучении,

А само обучение должно быть построено так, чтобы дети получали

От него радость, радость открытия нового. Эти исследования были

направлены преимущественно на изучение ≪визуального≫ мышле-

Ния, однако открытые Вертгеимером закономерности и стадии

Мыслительной деятельности, так же как взаимосвязь интуитивного

И логического в процессе продуктивного мышления, носят общий

Характер.

Данные, полученные в исследованиях Вертгеймера, привели

Гештальтпсихологов к выводу о том, что ведущим психическим

Процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, является

Восприятие.

Изучением его развития занимался главным образом К.Коффка

(1886-1941), который стремился соединить генетическую психоло-

Гию с гештальтпсихологией. Он, так же как и Вертгеймер, окон-

чил Берлинский университет, а затем работал под руководством

Штумпфа, написав докторскую диссертацию о восприятии музы-

Кального ритма (1909).

В книге ≪Основы психического развития≫ (1921) и других ра-

Ботах Коффка доказывал, что от того, как воспринимает ребенок

Мир, зависит его поведение и понимание ситуации. К такому вы-

Воду он пришел потому, что считал, как уже отмечалось выше, что

Процесс психического развития - это рост и дифференциация геш-

Тальтов. Данное мнение разделяли и другие гештальтпсихологи.

Так как определяет и направляет процесс формирования и транс-

Формации гештальтов восприятие окружающего мира, то именно

Восприятие и является ведущей психической функцией психическо-

Го развития в целом.

Сам процесс психического развития, с точки зрения Коффки,

Делится на два параллельных процесса - созревание и обучение.

В своих работах он подчеркивал их независимость, доказывал, что

В процессе развития обучение может опережать созревание, а может

И отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу,

Создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее обучение не

Может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов,

Так же как и процесс созревания не ускоряет обучение.

Изучая процесс восприятия, гештальтпсихологи утверждали,

Что его основные свойства рождаются постепенно, с вызреванием

Гештальтов. Так появляются константность и правильность вос-

Приятия, а также его осмысленность.

Исследования развития восприятия у детей, которые проводи-

Лись в лаборатории Коффки, показали, что ребенок рождается с

Набором смутных и не очень адекватных образов внешнего мира.

Постепенно в течение жизни эти образы дифференцируются и ста-

Новятся все более точными. Так, при рождении у детей есть смут-

Ный образ человека, в гештальт которого входят его голос, лицо,

Волосы, характерные движения. Поэтому маленький ребенок (одно-

го-двух месяцев) может не узнать даже близкого взрослого, если он

Резко поменяет прическу или сменит привычную одежду на совер-

Шенно незнакомую. Однако уже к концу первого полугодия этот

Смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ

Лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот,

Волосы, появляются и образы голоса, тела и т. п.

Исследования Коффки показали, что так же развивается и вос-

Наши рекомендации