Зволяет соотнести между собой и структурировать отдельные об-
Разы, сохраняя их базовую форму. При этом соотношение образов
Предметов в сознании не являлось статичным, неподвижным, но
Определялось динамическими, изменяющимися соотношениями,
Которые устанавливаются в процессе познания.
В дальнейших исследованиях Вертгеймера и его коллег было
Получено множество экспериментальных данных, которые позволи-
Ли установить основные постулаты гештальтпсихологии, сформу-
лированные в программной статье Вертгеймера ≪Исследования,
относящиеся к учению о гештальте≫ (1923). Главный из них гласил,
что первичными данными психологии являются целостные структу-
Ры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компо-
нентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости
От таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симмет-
Ричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависят
Совершенство и устойчивость фигуры или структурного объедине-
Ния, - ритмичность в построении рядов, общность света и цвета и
Т. д. Действие всех этих факторов подчиняется основному закону,
названному Вертгеймером законом прегнантности (или законом хо-
рошей формы), который интерпретируется как стремление (даже
на уровне электрохимических процессов в коре мозга) к простым
И четким формам и простым и устойчивым состояниям.
Считая перцептивные процессы врожденными и объясняя их
Особенностями организации коры головного мозга, Вертгеймер
Пришел к выводу об изоморфизме (взаимно-однозначном соот-
Ветствии) между физическими, физиологическими и психологиче-
Скими системами, т.е. внешним, физическим гештальтам соответст-
Вуют нейрофизиологические, а с ними, в свою очередь, соотносятся
Психические образы. Таким образом, вводилась необходимая объ-
Ективность, которая превращала психологию в позитивную, объяс-
Нительную науку.
В середине 20-х годов Вертгеймер перешел от исследования вос-
Приятия к изучению мышления. Результатом этих экспериментов
стала книга ≪Продуктивное мышление≫, которая была опублико-
Вана уже после смерти ученого, в 1945 г. и явилась одним из самых
Значительных его достижений.
Изучая на большом эмпирическом материале (эксперименты
С детьми и взрослыми испытуемыми, беседы, в том числе и с
А.Эйнштейном) способы преобразования познавательных струк-
Тур, Вертгеймер пришел к выводу о несостоятельности не только
Ассоцианистического, но и формально-логического подхода к
Мышлению. От обоих подходов, подчеркивал он, скрыт его про-
дуктивный, творческий характер, выражающийся в ≪перецентри-
ровании≫ исходного материала, его реорганизации в новое дина-
мическое целое. Введенные Вертгеймером термины реорганизация,
группировка, центрирование описывали реальные моменты интел-
Лектуальной работы, подчеркивая ее специфически психологиче-
Скую сторону, отличную от логической.
В анализе проблемных ситуаций и способов их решения Вертгей-
мер выделял несколько основных этапов мыслительного процесса:
1. Возникновение темы. На этом этапе появляется чувство ≪на-
правленной напряженности≫, которое мобилизует творческие си-
Лы человека.
Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей
Этой стадии является создание целостного образа ситуации.
Решение проблемы. Этот этап мыслительной деятельности в
значительной степени неосознан, хотя предварительная сознатель-
Ная работа необходима.
Возникновение идеи решения - инсайт.
Исполнительская стадия.
В опытах Вертгеймера обнаруживалось отрицательное влияние
Привычного способа восприятия структурных отношений между
Компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчерки-
Вал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе чисто
Формального метода, несравненно труднее выработать продуктив-
Ный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.
В книге также описаны процессы значительных научных откры-
Тий (Гаусса, Галилея) и приведены уникальные беседы с Эйнштей-
Ном, посвященные проблеме творчества в науке и анализу меха-
Низмов творческого мышления. Результатом этого анализа стал
Сделанный Вертгеимером вывод о принципиальной структурной
Общности механизмов творчества у примитивных народов, детей
И великих ученых.
Он также доказывал, что творческое мышление зависит от чер-