Методологический подход гештальтпсихологии базировался на

нескольких основаниях - понятиях психического поля, изоморфизма

и феноменологии. Понятие поле заимствовано __________из физики, в которой

Были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы

Атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля,

В котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта

Мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли

К выводу, что психические структуры располагаются в виде раз-

Личных схем в психическом поле. При этом гештальты могут из-

Меняться, становясь все более адекватными предметам внешнего

Поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором

Прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъ-

ект приходит к принципиально новому решению задачи {инсайт)

(см. табл. 7).

Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и

Психофизическим. Иначе говоря, процессы, происходящие в коре,

Сходны с теми, которые имеют место во внешнем мире и отражают-

Ся в ней как взаимно-однозначные системы в физике и математике

(так, круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи,

Которая дана во внешнем поле, может помочь или помешать испы-

Туемому ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет

Она переструктурирование схемы.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения

Задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта,

Очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культур-

Ными и личными традициями. Такой феноменологический подход

Заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские кон-

Таблица 7

Основные концепции гештальтпсихологии

Ученый

М. Вертгеймер

К. Коффка

В. Келер

К. Левин

Предмет и задачи

Исследования

Исследование феноменов

Психического поля, законов,

По которым оно образуется и

Реорганизуется

Изучение свойств, законов и

Развития восприятия

Изучение законов и развития

Образно-схематического

Мышления, изоморфности

Психического, психофизиче-

Ского и физического полей

Исследование психологиче-

Ского поля личности и соци-

Ального поля группы

Основные результаты

Законы и свойства воспри-

ятия (законы гештальта), ме-

Ханизмы творческого мыш-

Ления

Синтез психологии развития

И гештальтпсихологии, зако-

Ны развития гештальтов

Инсайт, законы образно-

Схематического мышления

Структура и качества лично-

Сти, уровни регуляции пове-

Дения, групповая дифферен-

Циация и виды лидерства

Цепции которого были чрезвычайно распространены в то время и

Близки немецким психологам. С этим были связаны недооценка

Ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуа-

ции, принципа ≪здесь и сейчас≫ в любых интеллектуальных процес-

Сах, а также расхождения в результатах исследований бихевиори-

Стами и гештальтпеихологами, так как первые доказывали верность

способа ≪проб и ошибок≫, т. е. влияние прошлого опыта, отрицав-

Шегося вторыми. Исключением являлись только исследования лич-

ности, проводимые К.Левиным (см. табл. 7), в которых вводилось

понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном буду-

Щего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все

Известные в настоящее время свойства восприятия, доказано зна-

Чение этого процесса в формировании мышления, воображения,

Других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-

Схематическое мышление позволило по-новому представить про-

Цесс формирования представлений об окружающем, доказало зна-

Чение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные меха-

Низмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психо-

Логия XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой

Школе, так же как и в школе Пиаже.

Не меньшее значение имеют и работы Левина, подробнее о ко-

Торых будет рассказано ниже, для психологии личности и социаль-

Ной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы,

Намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще

Актуальны и не исчерпали себя почти через шестьдесят лет после

Его смерти.

Исследования процесса познания

Одним из ведущих представителей гештальтпсихологии был

Макс Вертгеймер (1880-1943). После окончания университета он

Изучал философию в Праге, а затем в Берлине, одновременно зани-

Наши рекомендации