Няться в зависимости от обстоятельств.

Наблюдения Уотсона показали, что в том случае, если сфор-

Мированная реакция страха на кролика не переделывалась на по-

Ложительную, в дальнейшем сходное чувство страха возникало у

Детей при виде других покрытых мехом объектов. Исходя из этого,

Он стремился доказать, что у людей на основе условных рефлексов

Можно формировать по заданной программе стойкие аффектив-

Ные комплексы. Более того, он считал, что открытые им факты

Доказывают возможность формирования определенной, строго

заданной модели поведения у всех людей. Он писал: ≪Дайте мне сто

Детей одного возраста, и через определенное время я сформирую

Из них абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и

поведением≫.

Принцип управления поведением получил в американской пси-

Хологии после работ Уотсона широкую популярность. Его заслу-

Гой является и то, что он расширил сферу психического, включив

В нее телесные действия животных и человека. Но этого новшества

Он добился дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огром-

Ные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому по-

Ведению.

Возникновение и развитие необихевиоризма

Поддержка основных положений бихевиоризма и, главное, его

Стремления к объективному исследованию психики не исключала

Разногласий, возникавших при решении конкретных научных проб-

Лем. А сомнения в истинности некоторых принципов Уотсона воз-

Никли уже при анализе результатов первых экспериментов, прове-

Денных У. Хантером и К. Лешли.

У.Хантер (1886-1954) начал в 1914 г. исследования отсроченной

реакции. В этих экспериментах обезьяне давали, например, возмож-

Ность увидеть, в какой из двух ящиков был положен банан. Затем

Между ней и ящиками ставили ширму, убиравшуюся через несколь-

Ко секунд, после чего обезьяне давали возможность совершить вы-

Бор. Животное успешно находило правильный ящик. Это решение

Доказывало, что животные способны не только к непосредствен-

Ной, но и к отсроченной реакции на стимул. Эксперименты Хантера

Показали роль установки, предшествующей внешне наблюдаемой

Реакции и выражающей направленность организма на определен-

Ный стимул. Игнорирование этой установки, опосредующей связь

Между стимулом и реакцией, лишало психологию возможности

Объяснить многие феномены поведения.

Сомнения в истинности формулы S — R вызвали и результаты

Экспериментов одного из учеников Уотсона К.Лешли (1890-1958).

Материалы его исследования мозговых механизмов поведения бы-

ли опубликованы в книге ≪Механизмы мозга и интеллект≫ (1929).

Лешли исходил из того, что сложному поведению соответствуют

Более комплексные мозговые связи.

В его экспериментах у животного вырабатывали какой-то навык,

А затем удаляли различные участки мозга с целью выяснить, зависит

Ли от них этот навык. Оказалось, что при разрушении определен-

Ной зоны коры головного мозга подопытного животного ее функции

Брала на себя другая зона. Для объяснения этого факта Лешли вы-

Двинул концепцию эквипотенциальности (равноценности) участков

Мозга, дающей способность сохранившейся части коры компенси-

Ровать потерю. Концепция действия массы объясняла тот факт, что

качество выполнения задания снижается пропорционально объему

Разрушений и необязательно зависит от локализации повреждения.

Работы Лешли доказывали, что разные области мозга ответствен-

Ны за различные функции, однако локализация, согласно его наблю-

Дениям, тем менее значительна, чем сложнее психический процесс.

Эти работы показали важность исследования ≪таинственного

ящика≫ (как называл мозг Уотсон), а также бесперспективность

Исключения всего, недоступного прямому наблюдению, из пред-

Мета психологии.

Новый этап в развитии бихевиоризма связан с именами Э. Тол-

Мена (1886-1959) и К.Халла (1884-1952).

Э. Толмен был одним из пионеров необихевиоризма. Свои ос-

новные идеи изложил в книгах ≪Целевое поведение у животных и

человека≫ (1932), ≪Когнитивные карты у крыс и человека≫ (1948).

Как и другие бихевиористы, экспериментальную работу вел в ос-

Новном на животных (белых крысах), считая, что законы поведе-

Ния являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и

Досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях по-

Ведения.

Подобно ≪классическим бихевиористам≫, он отстаивал положе-

Ние о том, что исследование поведения должно вестись строго объ-

Наши рекомендации