Няться в зависимости от обстоятельств.
Наблюдения Уотсона показали, что в том случае, если сфор-
Мированная реакция страха на кролика не переделывалась на по-
Ложительную, в дальнейшем сходное чувство страха возникало у
Детей при виде других покрытых мехом объектов. Исходя из этого,
Он стремился доказать, что у людей на основе условных рефлексов
Можно формировать по заданной программе стойкие аффектив-
Ные комплексы. Более того, он считал, что открытые им факты
Доказывают возможность формирования определенной, строго
заданной модели поведения у всех людей. Он писал: ≪Дайте мне сто
Детей одного возраста, и через определенное время я сформирую
Из них абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и
поведением≫.
Принцип управления поведением получил в американской пси-
Хологии после работ Уотсона широкую популярность. Его заслу-
Гой является и то, что он расширил сферу психического, включив
В нее телесные действия животных и человека. Но этого новшества
Он добился дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огром-
Ные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому по-
Ведению.
Возникновение и развитие необихевиоризма
Поддержка основных положений бихевиоризма и, главное, его
Стремления к объективному исследованию психики не исключала
Разногласий, возникавших при решении конкретных научных проб-
Лем. А сомнения в истинности некоторых принципов Уотсона воз-
Никли уже при анализе результатов первых экспериментов, прове-
Денных У. Хантером и К. Лешли.
У.Хантер (1886-1954) начал в 1914 г. исследования отсроченной
реакции. В этих экспериментах обезьяне давали, например, возмож-
Ность увидеть, в какой из двух ящиков был положен банан. Затем
Между ней и ящиками ставили ширму, убиравшуюся через несколь-
Ко секунд, после чего обезьяне давали возможность совершить вы-
Бор. Животное успешно находило правильный ящик. Это решение
Доказывало, что животные способны не только к непосредствен-
Ной, но и к отсроченной реакции на стимул. Эксперименты Хантера
Показали роль установки, предшествующей внешне наблюдаемой
Реакции и выражающей направленность организма на определен-
Ный стимул. Игнорирование этой установки, опосредующей связь
Между стимулом и реакцией, лишало психологию возможности
Объяснить многие феномены поведения.
Сомнения в истинности формулы S — R вызвали и результаты
Экспериментов одного из учеников Уотсона К.Лешли (1890-1958).
Материалы его исследования мозговых механизмов поведения бы-
ли опубликованы в книге ≪Механизмы мозга и интеллект≫ (1929).
Лешли исходил из того, что сложному поведению соответствуют
Более комплексные мозговые связи.
В его экспериментах у животного вырабатывали какой-то навык,
А затем удаляли различные участки мозга с целью выяснить, зависит
Ли от них этот навык. Оказалось, что при разрушении определен-
Ной зоны коры головного мозга подопытного животного ее функции
Брала на себя другая зона. Для объяснения этого факта Лешли вы-
Двинул концепцию эквипотенциальности (равноценности) участков
Мозга, дающей способность сохранившейся части коры компенси-
Ровать потерю. Концепция действия массы объясняла тот факт, что
качество выполнения задания снижается пропорционально объему
Разрушений и необязательно зависит от локализации повреждения.
Работы Лешли доказывали, что разные области мозга ответствен-
Ны за различные функции, однако локализация, согласно его наблю-
Дениям, тем менее значительна, чем сложнее психический процесс.
Эти работы показали важность исследования ≪таинственного
ящика≫ (как называл мозг Уотсон), а также бесперспективность
Исключения всего, недоступного прямому наблюдению, из пред-
Мета психологии.
Новый этап в развитии бихевиоризма связан с именами Э. Тол-
Мена (1886-1959) и К.Халла (1884-1952).
Э. Толмен был одним из пионеров необихевиоризма. Свои ос-
новные идеи изложил в книгах ≪Целевое поведение у животных и
человека≫ (1932), ≪Когнитивные карты у крыс и человека≫ (1948).
Как и другие бихевиористы, экспериментальную работу вел в ос-
Новном на животных (белых крысах), считая, что законы поведе-
Ния являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и
Досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях по-
Ведения.
Подобно ≪классическим бихевиористам≫, он отстаивал положе-
Ние о том, что исследование поведения должно вестись строго объ-