Ция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально
Частоте, силе и длительности повторения связей.
Закон эффекта, который говорит о том, что из нескольких
Реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях,
Более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызы-
Вают чувство удовлетворения. Позднее этот закон был модифи-
Цирован, так как оказалось, что для ребенка важен результат лю-
Бой его деятельности, т. е. в конце выучиваемой реакции обяза-
Тельно должно быть подкрепление, неважно - положительное или
Отрицательное.
3. Закон готовности, суть которого в том, что образование но-
Вых связей зависит от состояния субъекта.
Закон ассоциативного сдвига - если при одновременном по-
Явлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную
Реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же са-
Мую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциа-
Ции со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.
Торндайк выделил также дополнительные условия успешности
Научения - легкость различения стимула и реакции и осознание
Человеком связи между ними.
Данные Торндайка привели его к выводу о том, что обучение
Происходит путем проб и ошибок, или, как он позднее писал, мето-
Дом проб и случайного успеха. В результате формируется представ-
Ление о пути достижения цели, т. е. о пути решения поставленной
Перед испытуемым задачи. Таким образом, работы Торндайка
Были направлены на исследование интеллектуального поведения.
≪Интеллект животных≫ (1898) - так назывался пионерский труд
Торндайка, показывающий, что понятие об уме (интеллекте) не
Должно ограничиваться только внутренними операциями ума, как
Это считалось прежде. Так исследования, проведенные Торндай-
Ком, привели его к мысли о том, что психические процессы инте-
Риоризованы внешними реакциями. Эта гипотеза позднее была
Подтверждена в экспериментах Уотсона.
Работы Торндайка получили высокую оценку благодаря тому,
Что он доказал возможность экспериментального и количествен-
Ного изучения закономерностей поведения целостного организма
В проблемной ситуации безотносительно к тому, как представлена
Эта ситуация в сфере сознания. Но в этом же заключалась корен-
Ная ограниченность его концепции, поскольку успешность пове-
Дения связана с отображением объективных условий, в которых
Совершается поведение в форме знания о них. Торндайк же оши-
бочно противопоставил ≪пробы и ошибки≫ как реальный фактор
Действия организма в сложных условиях дефицита информации
Ясному и однозначному пониманию этих условий.
Теория Уотсона
Д.Уотсон начинал свою научную деятельность в центре функ-
циональной психологии - Чикагском университете, под руковод-
Ством Д. Энджелла. После защиты докторской диссертации он по
приглашению Д. М. Болдуина стал профессором университета Джо-
На Гопкинса в Балтиморе, где заведовал кафедрой и лаборатори-
Ей экспериментальной психологии. Импульсивный и легко увле-
кающийся Уотсон стремился дисциплинировать себя. Возможно,
Этим объясняется и его активная исследовательская деятельность, и
Его концепция научения, игнорировавшая любые эмоциональные
Контакты с обучаемым. Тем не менее собственная неуравновешен-
Ность часто мешала ему и в работе, и в личной жизни; она же при-
вела к конфликту с руководством университета. В результате он
был вынужден уйти из академической науки и с 1921 г. занимался
Прикладной психологией, практически не публикуясь в научных
Журналах.
В 1913 г. вышла его статья ≪Психология с точки зрения бихе-
виориста≫, оцениваемая как манифест нового направления. Вслед
за этим появились его книги ≪Поведение: введение в сравнитель-
ную психологию≫ (1914), ≪Бихевиоризм≫ (1925), в которых впер-
Вые в истории психологии был решительно опровергнут постулат
О том, что предметом этой науки является сознание (его содержа-
Ние, процессы, функции и т.д.).
Находясь под влиянием философии позитивизма, Уотсон дока-
Зывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблю-
Дать. Он утверждал, что поведение следует объяснять из отноше-
Ний между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физиче-
Ских раздражителей на организм и его также непосредственно на-
Блюдаемых ответов (реакций). Отсюда и главная формула Уотсона,
воспринятая бихевиоризмом: ≪стимул-реакция≫ (S-R). Из этого