Дования, нуждалось в новом методе, поскольку не могло изучаться

на животных. Это привело к возникновению социального бихевио-

ризма, который рассматривал ролевое поведение человека в социуме

(см. табл. 6). Анализ факторов, влияющих на интернализацию ро-

Ли, вариативность ее исполнения разными людьми, также доказал

Несостоятельность положений, игнорировавших мотивы и ожида-

Ния людей.

Таблица 6

Основные теории бихевиоризма

Однако идея о прижизненном характере содержания психики,

Ведущей роли обучения оставалась незыблемой и в необихевио-

Ризме. Поэтому неудивительно, что ведущей научной теорией этого

направления во второй половине XX в. стала теория оперантного

бихевиоризма Скиннера (см. табл. 6), ставшая основой для многих

Теорий развивающего обучения. В своих трудах Скиннер также

Показал несостоятельность методологии бихевиоризма как пол-

Ностью объективной науки, так как игнорирование промежуточной

Переменной, т. е. сознания и бессознательного, не давало полного

Представления о поведении, а введение этой переменной снижало

Точность исследования. Так, уже в новый период ученые приходили

К мысли о сложности (даже невозможности) полностью и объек-

Тивно изучить, объяснить психическое. Трудности, вставшие не

Только перед бихевиоризмом, но и перед другими направлениями,

Привели ученых в последние годы XX в. к мысли о необходимости

Соединить достижения бихевиоризма с открытиями других школ,

Создав вновь общую, синтетическую психологию. К этому вопро-

Су мы еще вернемся.

Теория Торндайка

Э. Торндайк впервые стал исследовать процесс научения с пози-

Ции объективного наблюдения, фиксируя коннекцию (связь) между

Ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его движения-

Ми - ответными реакциями.

В своих экспериментах он изучал закономерности адаптации

Организма к необычным условиям, с которыми он не может спра-

Виться, когда располагает только набором программ поведения.

Для исследования он изобрел специальные ≪проблемные ящики≫,

Представляющие собой экспериментальные устройства различной

Степени сложности. Животное, помещенное в такой ящик, должно

было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти

Выход - решить проблему. Опыты ставились в основном над кош-

Ками, но имелись также ящики для собак и низших обезьян. По-

Мещенное в ящик животное могло выйти из него и получить под-

Кормку, лишь приведя в действие специальное устройство - нажав

На пружину, потянув за петлю и т. п.

Поведение животных было однотипным. Они совершали мно-

Жество беспорядочных движений - бросались в разные стороны,

Царапали ящик, кусали его и т. п., пока одно из движений случайно

Не оказывалось удачным. При последующих пробах число беспо-

Лезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше

И меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало дей-

Ствовать безошибочно.

Ход опытов и результаты изображались графически в виде

Кривых, где на оси абсцисс отмечались повторные пробы, а на оси

Ординат - затраченное время (в минутах). Полученная кривая

(Торндайк назвал ее ≪кривой научения≫) дала основание утверж-

дать, что животное действует методом ≪проб и ошибок≫, случайно

Находя верное решение. Этот вывод был противопоставлен мнению

О том, что животное понимает смысл задачи и действует разумно.

В действительности, утверждал Торндайк, поведение эксперимен-

Тального животного есть результат слепого поиска и случайной

Удачи. Об этом говорило и то обстоятельство, что, сделав однажды

Правильное действие, животное в дальнейшем совершало много

Ошибок. Это рассматривалось как общая закономерность поведе-

Ния. У животных она выступает в более наглядном виде, но и чело-

век, по мнению Торндайка, решает задачи в ≪проблемном ящике≫

Своей жизни аналогичным образом, т.е. постоянно пробуя, оши-

Баясь и достигая успеха случайно.

В своих дальнейших работах - ≪Психология научения≫ (1913),

≪Основы научения≫ (1932) - Торндайк сосредоточился на изуче-

Нии зависимости связей, которые лежат в основе научения, от та-

Ких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных

Материалов он вывел четыре основных закона научения.

Закон повторяемости (упражнения). Его суть в том, что чем

Чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее

Она закрепляется и тем она прочнее. Согласно этому закону, реак-

Наши рекомендации