Дования, нуждалось в новом методе, поскольку не могло изучаться
на животных. Это привело к возникновению социального бихевио-
ризма, который рассматривал ролевое поведение человека в социуме
(см. табл. 6). Анализ факторов, влияющих на интернализацию ро-
Ли, вариативность ее исполнения разными людьми, также доказал
Несостоятельность положений, игнорировавших мотивы и ожида-
Ния людей.
Таблица 6
Основные теории бихевиоризма
Однако идея о прижизненном характере содержания психики,
Ведущей роли обучения оставалась незыблемой и в необихевио-
Ризме. Поэтому неудивительно, что ведущей научной теорией этого
направления во второй половине XX в. стала теория оперантного
бихевиоризма Скиннера (см. табл. 6), ставшая основой для многих
Теорий развивающего обучения. В своих трудах Скиннер также
Показал несостоятельность методологии бихевиоризма как пол-
Ностью объективной науки, так как игнорирование промежуточной
Переменной, т. е. сознания и бессознательного, не давало полного
Представления о поведении, а введение этой переменной снижало
Точность исследования. Так, уже в новый период ученые приходили
К мысли о сложности (даже невозможности) полностью и объек-
Тивно изучить, объяснить психическое. Трудности, вставшие не
Только перед бихевиоризмом, но и перед другими направлениями,
Привели ученых в последние годы XX в. к мысли о необходимости
Соединить достижения бихевиоризма с открытиями других школ,
Создав вновь общую, синтетическую психологию. К этому вопро-
Су мы еще вернемся.
Теория Торндайка
Э. Торндайк впервые стал исследовать процесс научения с пози-
Ции объективного наблюдения, фиксируя коннекцию (связь) между
Ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его движения-
Ми - ответными реакциями.
В своих экспериментах он изучал закономерности адаптации
Организма к необычным условиям, с которыми он не может спра-
Виться, когда располагает только набором программ поведения.
Для исследования он изобрел специальные ≪проблемные ящики≫,
Представляющие собой экспериментальные устройства различной
Степени сложности. Животное, помещенное в такой ящик, должно
было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти
Выход - решить проблему. Опыты ставились в основном над кош-
Ками, но имелись также ящики для собак и низших обезьян. По-
Мещенное в ящик животное могло выйти из него и получить под-
Кормку, лишь приведя в действие специальное устройство - нажав
На пружину, потянув за петлю и т. п.
Поведение животных было однотипным. Они совершали мно-
Жество беспорядочных движений - бросались в разные стороны,
Царапали ящик, кусали его и т. п., пока одно из движений случайно
Не оказывалось удачным. При последующих пробах число беспо-
Лезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше
И меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало дей-
Ствовать безошибочно.
Ход опытов и результаты изображались графически в виде
Кривых, где на оси абсцисс отмечались повторные пробы, а на оси
Ординат - затраченное время (в минутах). Полученная кривая
(Торндайк назвал ее ≪кривой научения≫) дала основание утверж-
дать, что животное действует методом ≪проб и ошибок≫, случайно
Находя верное решение. Этот вывод был противопоставлен мнению
О том, что животное понимает смысл задачи и действует разумно.
В действительности, утверждал Торндайк, поведение эксперимен-
Тального животного есть результат слепого поиска и случайной
Удачи. Об этом говорило и то обстоятельство, что, сделав однажды
Правильное действие, животное в дальнейшем совершало много
Ошибок. Это рассматривалось как общая закономерность поведе-
Ния. У животных она выступает в более наглядном виде, но и чело-
век, по мнению Торндайка, решает задачи в ≪проблемном ящике≫
Своей жизни аналогичным образом, т.е. постоянно пробуя, оши-
Баясь и достигая успеха случайно.
В своих дальнейших работах - ≪Психология научения≫ (1913),
≪Основы научения≫ (1932) - Торндайк сосредоточился на изуче-
Нии зависимости связей, которые лежат в основе научения, от та-
Ких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных
Материалов он вывел четыре основных закона научения.
Закон повторяемости (упражнения). Его суть в том, что чем
Чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее
Она закрепляется и тем она прочнее. Согласно этому закону, реак-