Стала первой схемой научного наблюдения, при котором изучались
И познавательные процессы, и поведение, и соматическое состоя-
Ние. Прослеживая связь между изменениями в психике и характе-
Ром нервного заболевания, он стремился получить целостную кар-
Тину психического состояния ребенка.
Наибольшую известность среди всех диагностических методов,
разработанных Россолимо, приобрела его ≪Методика психологи-
ческих профилей≫, опубликованная в 1910 г., а затем, уже перера-
Ботанная, в 1917 г. Она заключалась в количественной оценке раз-
Личных психических функций, на основании которой выявлялась
Индивидуальная картина психического состояния человека. Диа-
Гностировался уровень развития 22 психических процессов (11 - по
сокращенному варианту). При этом все психические функции де-
лились на три группы: группа ≪А≫ - внимание и воля, группа ≪В≫ -
память и восприятие, группа ≪С≫ - мышление, комбинаторные
Способности, наблюдательность. По каждому из этих процессов
Давалось десять заданий, в зависимости от выполнения которых
оценивалась ≪сила≫ испытуемого по десятибалльной системе, т. е.
за правильные ответы на все десять заданий испытуемый получал
Десять баллов. Сумма положительных ответов заносилась на гра-
Фик в виде точек, при соединении которых получалась кривая -
≪психологический профиль≫ субъекта. По реззшьтатам обследова-
Ния можно было вычислить общий уровень развития психических
Процессов, а также получить качественный анализ полученного
Профиля из соотношения внимания, воли, памяти и мышления.
Задания варьировались по категориям испытуемых (дети, взрос-
Лые, образованные, необразованные). Для детей младшего школь-
ного возраста была разработана специальная серия заданий ≪Крат-
кий метод Россолимо≫, а для дошкольников создана особая система
заданий ≪Метод элементарных представлений профессора Россо-
лимо≫. Он также предложил формулу перевода профилей с графи-
Ческого языка на арифметический. Методы диагностики Россолимо
Обогащали клинические исследования данными, касающимися
Психического развития больных, что имело большое значение при
Диагностике различных болезней. Эти результаты способствовали
Развитию новой тогда еще отрасли - дифференциальной психоло-
Гии, так как давали новые материалы, описывающие разные виды
Индивидуальности.
Другой ученик Вундта - американский психолог Д.М.Кеттел
(1860-1944) стал одним из первых психологов, разрабатывавших
Новые методы диагностики индивидуальных различий - тесты.
Так как его не удовлетворяла работа в лаборатории Вундта,
Который не интересовался проблемой индивидуальности, он, по-
Кинув Лейпциг, переехал к Гальтону. Результатом этой встречи
Явилась серия работ по исследованию индивидуальных различий.
Это породило интерес Кеттела к психологическим тестам.
Термин ≪тест≫, введенный Гальтоном, стал широко использо-
ваться после статьи Кеттела ≪Умственные тесты и измерения≫,
опубликованной в 1890 г. в журнале ≪Mind≫ с послесловием Галь-
Тона. В этой работе Кеттел доказывал, что применение серии тес-
Тов к большому числу испытуемых придаст достоверность полу-
Ченному материалу и будет способствовать становлению психо-
Логии как точной науки. Наряду с чисто научным он подчеркивал
И практическое значение такого подхода, прежде всего в разнооб-
Разных диагностических целях.
Вернувшись в США, Кеттел открыл в 1891 г. при Колумбий-
ском университете лабораторию, где начал разрабатывать и ис-
Пользовать тесты. Он разработал систему тестов, направленных
На изучение широкого круга психических функций (сенсорных,
Моторных, интеллектуальных). Им было также проведено класси-
Ческое исследование объема внимания; он обнаружил феномен
Антиципации при тахистоскопическом предъявлении объекта.
Изучение психофизики и индивидуальных различий натолкну-
Ло Кеттела на мысль использовать метод ранжирования, который
Широко применялся в психофизике. Он применил его для оценки
Относительной известности ученых, положив в основу своего спра-
вочника ≪Directory of American Men of Science≫.
Почти одновременно метод тестов стали применять и другие
Лаборатории. Не прошло и нескольких лет, как возникла необхо-
Димость организовать специальные координационные центры, а в