Переоцениваться. Источником таких сильных эмоциональных пе-
Реживаний может оказаться так называемый герой, или вождь.
Определяя позицию героя, Михайловский подчеркивал, что это
человек, увлекающий своим примером массу на хорошее или дур-
ное. Понятие ≪герой≫ крайне условно и не имеет оценочного оттен-
Ка. Так, герой толпы не имеет ничего общего с великими, знамени-
Тыми людьми. Здесь-то и играет свою роль механизм подражания.
Аккумулируя эмоциональное состояние массы, герой выступает
Образцом для подражания, что, естественно, приводит к усилению
Данного эмоционального переживания. Подчеркивая значимость
Позиции героя, Михайловский обращал внимание на то, что герой
Зависим от толпы. Он управляет массой, но одновременно масса
Управляет им.
Взгляды Н. К. Михайловского хорошо иллюстрирует двойст-
Венность общественных наук в России. Содержательный анализ
Явлений тесно связывается с целями изменения жизни к лучшему.
Возможно, в этой плоскости лежит одна из причин дальнейшей
Идеологической ангажированности советской гуманитарной науки.
Народничество в России, одним из основных идеологов которого
Был Михайловский, разделилось в пространстве общественной
Мысли на два противоречащих друг другу направления: русский
Марксизм и неоидеализм. Влияние двух этих философско-миро-
Воззренческих течений на развитие социальной психологии в Рос-
Сии было определяющим, хотя и опосредованным.
Вопрос о содержании и развитии русского марксизма* выходит
Далеко за рамки темы нашего разговора. Не делая даже попытки
Анализировать в полной мере влияние марксистской философии
На отечественную социальную психологию, попробуем лишь в
Общих чертах обрисовать те принципиальные моменты, которые
Отличали становление социальной психологии в русле марксизма.
Два положения К. Маркса являются основой подхода к социаль-
Ным процессам: материалистическое понимание истории и соци-
Ально-экономический детерминизм. Для отечественной традиции
(Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.) характерны минимизация влия-
Ния субъективных факторов социальной жизни и принятие идеи о
Классовой борьбе как основном двигателе истории.
Традиционно в отечественной философии во главу угла ставилось
справедливое преобразование общества, что для социальной психо-
Логии выливалось в абсолютизацию социальных детерминант, при-
Мат коллективного над индивидуальным. Отдельное место заня-
ла разработка теории коллектива (В. М. Бехтерев, А. С. Залужный,
А. С. Макаренко и др., а позже А. В. Петровский, Л. И. Уманский),
Которая берет свое начало в идеях К. Маркса о существовании кол-
Лектива как социальной общности нового типа, связанного с общест-
Венной формой собственности на средства производства. Он разде-
Лял понятия мнимой и подлинной коллективности. В перспективе
Исследования малой группы давали возможность изучать механизмы
Взаимодействия социальных и межличностных отношений, что и
* Говоря о русском марксизме, мы не противопоставляем философию отечест-
Венных и западных марксистов, но лишь подчеркиваем неоднородность и много-
Образие подходов внутри марксизма.
Произошло позже. В отечественной социальной психологии эти
Исследования имели двойственный характер. С одной стороны,
Изучалась собственно психология группы, а с другой - социально-
Идеологическим факторам придавалось доминирующее значение.
Материалистическому, детерминистскому подходу марксистов
Противостояло в российской общественной мысли течение неоидеа-
Лизма. О наиболее влиятельном и известном представителе этого
Направления - Н. А. Бердяеве уже упоминалось выше. Он и еще ряд
значительных философов опубликовали в 1909 г. сборник ≪Вехи≫,
В котором в наиболее концентрированном виде изложили позиции
Этого направления. Кроме обращения к идее высшей силы, божест-
Венного провидения для неоидеалистов характерны отрицание су-
Ществования закономерного исторического процесса и, следова-
Тельно, фокусирование анализа отношений личности и общества
Целиком на проблеме самосовершенствования личности. В статьях
сборника ≪Вехи≫ можно найти много пересечений с теми вопроса-
ми, которые позже получили отражение в социальной психологии
личности, но в начале века влияние их было не столь сильным, так