Индустриальном обществе, культурантропологи стали разрабаты-
вать концепцию мультимодальных обществ, согласно которой ка-
Ждый народ представлен не одной модальной личностью, а не-
Сколькими, с переходными формами между ними.
В рамках школы ≪Культура и личность≫ работали многие все-
Мирно известные исследователи, кроме уже названных - К.Дюбуа,
А. Инкелес, М. Мид, но в начале 50-х годов она утратила ведущее
Положение в американской науке. В дальнейшем культурантропо-
Логические исследования, имеющие психологический аспект, объ-
единяются под названием психологическая антропология, предло-
Женным Ф. Хсю (Сюй Лангуаном). Американский исследователь,
Также исповедовающий релятивистский подход, считает, что имею-
Щиеся у людей социальные представления, существующие в созна-
Тельной и бессознательной форме и управляющие их действиями,
Совпадают у большинства членов той или иной культуры.
Абсолютизм заключается в максимизации сходства между куль-
Турами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные
Различия между ними. Если различия обнаруживаются, они интер-
Претируются как количественные, иными словами, осуществляются
Оценочные сравнения. В результате культуры рассматриваются как
Одинаковые, но неравные.
Пример абсолютистского подхода - использование тестов
интеллекта в межэтнических и межрасовых исследованиях. Фран-
Цузские исследователи А. Бине и Т. Симон в начале XX в. создали
Тесты для измерения готовности детей к школе и выявления тех из
Них, кому требуется специальное обучение. Но после того, как
Тесты попали в США, их стали широко применять не только в
Школах, но и в других правительственных программах, в частности
При обследовании прибывающих в США иммигрантов. В резуль-
Тате столь неадекватного использования тестов, требующих знаний
В области языка и культуры, многие выходцы из стран Централь-
Ной и Восточной Европы признавались умственно отсталыми.
Более того, тесты интеллекта могут использоваться (и действи-
Тельно неоднократно использовались) при попытках доказать ра-
совое превосходство одних народов над другими (например, белого
над цветным населением США из-за ≪научно доказанной≫ интел-
Лектуальной неполноценности последнего). При этом абсолютисты
Не учитывают, что существует несколько обусловленных культурой
причин различий в IQ (коэффициенте интеллекта) у представите-
Лей разных народов: в различных культурах существуют разные
Представления о том, что собой представляет интеллект, могут не
Совпадать представления о достойном пути проявления своих
Способностей.
Сторонники третьего подхода отстаивают универсализм - един-
Ство психики с возможными достаточно существенными внешни-
Ми различиями, полагая, что базовые психологические процессы
Являются общими для людей повсюду на Земле, но на их проявле-
Ния серьезное влияние оказывает культура. В исследованиях уни-
Версалистов проводятся сравнения, но с большими предосторож-
Ностями, со стремлением избежать оценок и предпочтения своей
Культуры.
Примером универсалистского подхода в этнопсихологии могут
Служить взгляды французского мыслителя, создателя школы этно-
Логического структурализма К. Леви-Строса. У народов, которые
Леви-Строс изучал, его в первую очередь интересовали не особен-
Ные и экзотические, а общечеловеческие черты. Всегда за внеш-
Ними различиями он искал внутренние универсальные структуры,
Которые лежат в основе любого явления культуры, в том числе
Универсальные структуры человеческого мышления.
Универсальной человеческой потребностью Леви-Строс считает
≪жажду объективного познания≫. Он приводит множество ярких
примеров того, что в любом обществе мир является объектом
Мысли, по меньшей мере, настолько же, насколько и средством
Удовлетворения потребностей.
Леви-Строс выделяет еще одну функцию мышления на любых
Этапах истории человечества, отражающую его общее свойство -
требование порядка и состоящую в категоризации и классификации
Мира с помощью бинарных оппозиций жизнь-смерть, небо-земля,
День-ночь, животное-человек и т. п.
Хотя Леви-Строс по сути сводит мышление человека к одному
Аспекту - категоризации, в современной психологии признаются
Его заслуги, поскольку он стремится за бесконечно разнообразны-