Индустриальном обществе, культурантропологи стали разрабаты-

вать концепцию мультимодальных обществ, согласно которой ка-

Ждый народ представлен не одной модальной личностью, а не-

Сколькими, с переходными формами между ними.

В рамках школы ≪Культура и личность≫ работали многие все-

Мирно известные исследователи, кроме уже названных - К.Дюбуа,

А. Инкелес, М. Мид, но в начале 50-х годов она утратила ведущее

Положение в американской науке. В дальнейшем культурантропо-

Логические исследования, имеющие психологический аспект, объ-

единяются под названием психологическая антропология, предло-

Женным Ф. Хсю (Сюй Лангуаном). Американский исследователь,

Также исповедовающий релятивистский подход, считает, что имею-

Щиеся у людей социальные представления, существующие в созна-

Тельной и бессознательной форме и управляющие их действиями,

Совпадают у большинства членов той или иной культуры.

Абсолютизм заключается в максимизации сходства между куль-

Турами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные

Различия между ними. Если различия обнаруживаются, они интер-

Претируются как количественные, иными словами, осуществляются

Оценочные сравнения. В результате культуры рассматриваются как

Одинаковые, но неравные.

Пример абсолютистского подхода - использование тестов

интеллекта в межэтнических и межрасовых исследованиях. Фран-

Цузские исследователи А. Бине и Т. Симон в начале XX в. создали

Тесты для измерения готовности детей к школе и выявления тех из

Них, кому требуется специальное обучение. Но после того, как

Тесты попали в США, их стали широко применять не только в

Школах, но и в других правительственных программах, в частности

При обследовании прибывающих в США иммигрантов. В резуль-

Тате столь неадекватного использования тестов, требующих знаний

В области языка и культуры, многие выходцы из стран Централь-

Ной и Восточной Европы признавались умственно отсталыми.

Более того, тесты интеллекта могут использоваться (и действи-

Тельно неоднократно использовались) при попытках доказать ра-

совое превосходство одних народов над другими (например, белого

над цветным населением США из-за ≪научно доказанной≫ интел-

Лектуальной неполноценности последнего). При этом абсолютисты

Не учитывают, что существует несколько обусловленных культурой

причин различий в IQ (коэффициенте интеллекта) у представите-

Лей разных народов: в различных культурах существуют разные

Представления о том, что собой представляет интеллект, могут не

Совпадать представления о достойном пути проявления своих

Способностей.

Сторонники третьего подхода отстаивают универсализм - един-

Ство психики с возможными достаточно существенными внешни-

Ми различиями, полагая, что базовые психологические процессы

Являются общими для людей повсюду на Земле, но на их проявле-

Ния серьезное влияние оказывает культура. В исследованиях уни-

Версалистов проводятся сравнения, но с большими предосторож-

Ностями, со стремлением избежать оценок и предпочтения своей

Культуры.

Примером универсалистского подхода в этнопсихологии могут

Служить взгляды французского мыслителя, создателя школы этно-

Логического структурализма К. Леви-Строса. У народов, которые

Леви-Строс изучал, его в первую очередь интересовали не особен-

Ные и экзотические, а общечеловеческие черты. Всегда за внеш-

Ними различиями он искал внутренние универсальные структуры,

Которые лежат в основе любого явления культуры, в том числе

Универсальные структуры человеческого мышления.

Универсальной человеческой потребностью Леви-Строс считает

≪жажду объективного познания≫. Он приводит множество ярких

примеров того, что в любом обществе мир является объектом

Мысли, по меньшей мере, настолько же, насколько и средством

Удовлетворения потребностей.

Леви-Строс выделяет еще одну функцию мышления на любых

Этапах истории человечества, отражающую его общее свойство -

требование порядка и состоящую в категоризации и классификации

Мира с помощью бинарных оппозиций жизнь-смерть, небо-земля,

День-ночь, животное-человек и т. п.

Хотя Леви-Строс по сути сводит мышление человека к одному

Аспекту - категоризации, в современной психологии признаются

Его заслуги, поскольку он стремится за бесконечно разнообразны-

Наши рекомендации