Собностей. Он изучал зрительное восприятие (остроту зрения, вос-
Приятие цвета, пространства, зрительные иллюзии), а также слух,
Обоняние, вкус, опознание веса, время реакции на различные сти-
Мулы, память. Были выявлены отдельные межкультурные различия
В восприятии цвета и подверженности иллюзиям. В результате Ри-
Верс утвердился во мнении, что культура воздействует на то, каким
Образом человек видит окружающий его мир. Однако полученные
Данные позволили ему прийти к заключению, что нет оснований
Утверждать, будто примитивные народы обладают более высоко-
Развитым восприятием, чем европейцы.
В XX в. этнопсихология получила значительное развитие в ми-
Ровой науке. В результате разобщенности исследователей даже
Возникли две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни
чаще всего называют психологической антропологией, и психологи-
ческая, для обозначения которой используют термин сравнитель-
но-культурная (или кросскультурная) психология*". Как отмечала
М. Мид, даже решая одни и те же проблемы, культурантропологи
И психологи подходили к ним с разными мерками и разными кон-
Цептуальными схемами.
Но вне зависимости от того, в русле какой из ≪родительских≫
дисциплин проводились и проводятся этнопсихологические иссле-
Дования, все они осуществляются с точки зрения одного из трех ос-
Новных подходов - релятивизма, абсолютизма или универсализма.
Релятивизм заключается в подчеркивании различий между куль-
Турами. Его крайний полюо- - максимизация межкультурных разли-
Чий в содержании и структуре психических процессов, что, впро-
Чем, не означает явного или скрытого расизма. Напротив, реляти-
* Для отечественной науки советского периода было характерно явное отста-
Вание в развитии этнопсихологических знаний. Исследования практически не
Проводились, но в зависимости от принадлежности авторо:з к определенной науке
этнопсихология рассматривалась: как субдисциплина этнографии, как область
Знания на стыке этнографии и психологии, как раздел психологии.
Висты испытывают чувство уважения к каждому изучаемому наро-
ду, пытаясь понять людей на ≪их собственном языке≫ и ≪исходя из
их ценностей≫; они подчеркивают, что все культуры равные, но
разные. Яркими примерами культурного релятивизма являются ги-
Потеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа и концеп-
Ция французского философа и социолога Л.Леви-Брюля, проти-
Вопоставлявшего первобытное мышление логическому мышлению
Европейцев.
К релятивистским относится и теория ≪Культура и личность≫,
Занявшая начиная с 30-х годов XX в. пространство между культур-
Антропологией и психологией. Главной своей задачей исследова-
Тели этой школы считали выяснение того, как индивид действует,
Мыслит, чувствует в условиях данного культурного окружения.
Их интересовало прежде всего вхождение ребенка в культуру, а
Связь между культурой в широком смысле, включая социальные,
Экономические, политические и даже экологические аспекты, и
Личностными характеристиками была для них опосредована социа-
Лизацией.
Именно в школе ≪Культура и личность≫ разрабатывалась кон-
Цепция Р.Бенедикт (1887-1948) о фундаментально различающих-
ся между собой конфигурациях культур, каждая из которых имеет
Свою культурную доминанту - установку. Первостепенное значе-
ние для понимания теории ≪Культура и личность≫ имеет и выдви-
Нутая А. Кардинером (1891-1981) идея о наличии в каждой куль-
туре базовой личности, определяемой как основная личностная
Структура, формируемая культурой в процессе воспитания ее чле-
Нов в раннем детстве. Базовая личность - это все то, что делает
Индивида максимально восприимчивым к определенной культуре
И позволяет ему достигать удовлетворенности и устойчивости в
Рамках существующего порядка.
Усомнившись в возможности исследования сложных современ-
Ных культур на основе выделения базовой личности, Р.Линтон
(1893-1953) отказался от этого глобального, но абстрактного по-
нятия в пользу статистического понятия модальной личности, пред-
ставляющей собой не ≪среднюю≫ личность, а сравнительно прочно
Сохраняющиеся черты личности, чаще всего встречающиеся у
Взрослых членов данного общества. В дальнейшем, столкнувшись
С трудностями выделения одной модальной личности в любом