Ции и применяя законы генетики к психическому развитию. Спра-
Ведливо отмечая, что в каждом из психологических направлений
Отражается один из реальных аспектов психической жизни чело-
Века, Бюлер стремился, соединив эти подходы, преодолеть тот ме-
Тодологический кризис, в котором находилась психология в первой
трети XX в. В своей работе ≪Кризис психологии≫ (1927) Бюлер
Доказывал, что преодоление этого кризиса возможно путем инте-
Грации трех основных психологических школ того времени - ин-
Троспективной психологии, бихевиоризма и культурологических
Исследований психического развития.
Исходя из концепций Вюрцбургской школы и гештальтпсихо-
Логии, он считал приоритетным для своих исследований изучение
Интеллектуального развития ребенка. При этом он стремился изу-
чить именно творческое мышление, момент инсайта, и впоследст-
Вии пришел к мысли о том, что интеллектуальный процесс - это
Всегда в большей или меньшей степени процесс творчества.
Развивая идею о роли творчества в психическом развитии, Бю-
Лер выдвинул эвристическую теорию речи. Он считал, что речь не
Дается ребенку в готовом виде, а придумывается, изобретается им
В процессе общения со взрослыми. Таким образом, в отличие от
Штерна, Бюлер настаивал на том, что процесс формирования ре-
Чи - это цепь открытий.
На первой стадии ребенок открывает значения слов. Это про-
Исходит путем наблюдения за воздействием на взрослых звуковых
Комплексов, которые изобретает ребенок. Манипулируя взрослым
При помощи вокализации, ребенок открывает, что определенные
звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь,
хочу и т.д.), и начинает пользоваться этими звуковыми комплек-
Сами целенаправленно. На второй стадии ребенок открывает, что
Каждая вещь имеет свое имя. Это расширяет словарный запас ре-
Бенка, так как он уже не только сам изобретает названия для вещей,
но и начинает задавать вопросы о названиях у взрослых. На треть-
Ей стадии ребенок открывает значение грамматики, это также
происходит самостоятельно. Путем наблюдения он замечает, что
Отношения предметов могут выражаться изменениями звуковой
стороны слова, например изменением окончания (стол - столы).
Интеллектуальное развитие детей Бюлер также считал творче-
ским процессом, особенности которого он раскрыл в работе ≪Ду-
ховное развитие ребенка≫ (1924). Проанализировав процесс реше-
Ния задач, он пересмотрел связь между ассоциацией и осознанием,
Заявив, что ребенок связывает между собой только то, что уже
Осознал как целостность, т. е. сначала происходит акт мышления,
Который заканчивается ассоциацией между осознанными парамет-
Рами. Это осознание есть творческий процесс, который происходит
мгновенно. Мгновенное схватывание сути вещей Бюлер назвал ага-
переживанием. Такое схватывание отношений, ага-переживание, и
Есть процесс мышления. Таким образом, мышление, по мнению
Бюлера, не зависит от прошлого опыта и является творческим ак-
Том самого ребенка.
Проанализировав связь мышления с творчеством, Бюлер при-
Шел к мысли о том, что рисование оказывает непосредственное
Влияние на интеллектуальное развитие детей. Он был одним из
Первых детских психологов, которые начали исследовать детские
рисунки. Он считал, что рисунок - это графический рассказ, по-
строенный по принципу устной речи, т.е. рисунок ребенка - не
Копия действия, а рассказ о нем. Поэтому, отмечал Бюлер, дети так
Любят рассказы в картинках, любят рассматривать их и самостоя-
Тельно рисовать.
Анализ детских рисунков привел Бюлера к открытию понятия
схема. Он говорил, что если в речи ребенок пользуется понятием,
То в рисунке - схемой, которая является обобщенным образом
Предмета, а не точной его копией. Таким образом, схема представ-
Ляет собой как бы промежуточное понятие, облегчая детям усвое-
Ние абстрактных знаний. Эти положения Бюлера используются и
В современных развивающих программах (прежде всего рассчитан-
ных на дошкольников).
Бюлер считал, что в основе психического развития лежат врож-
Денные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни,
Т.е. разделял идею Клапареда о саморазвитии психики. При этом
он часто цитировал слова Гёте: ≪Рожден для виденья, поставлен
для смотренья≫, чтобы показать, что без упражнения, без обучения
Эти природные задатки никогда не раскроются или раскроются не