Лине Институт прикладной психологии. Одновременно он начал
издавать ≪Журнал прикладной психологии≫, в котором, вслед за
Г.Мюнстербергом, развивал концепцию психотехники. Однако
Наибольший интерес у него вызывали исследования психического
Развития детей. Поэтому он в 1916 г. принял предложение стать
Преемником известного детского психолога Э. Меймана на посту
Заведующего психологической лабораторией в Гамбургском универ-
ситете и редактором ≪Журнала по педагогической психологии≫.
Штерн также был одним из инициаторов создания Гамбургского
Психологического института, который был открыт в 1919 г. В 1933 г.
Штерн эмигрировал в Голландию, а в 1934 г. переехал в США, где
ему предложили должность профессора в Дьюкском университете,
Которую он и занимал до конца жизни.
Штерн был одним из первых психологов, поставивших в центр
Своих исследовательских интересов анализ развития личности ре-
Бенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее форми-
Рования стало целью разработанной им теории персонализма. Это
Было особенно важно в начале века, так как исследования детского
Развития в то время сводились преимущественно к изучению позна-
Вательного развития детей. Штерн также уделял внимание этим
Вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи. Однако с
Самого начала он стремился изучать не изолированное развитие
Отдельных когнитивных процессов, а формирование целостной
Структуры, персоны ребенка. Основы теории персонализма, разви-
ваемой Штерном, изложены в его фундаментальном труде ≪Лич-
ность и вещь≫ (1906-1924).
Штерн считал, что личность - это самоопределяющаяся, созна-
Тельно и целенаправленно действующая целостность, обладающая
Определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями).
Он исходил из того, что психическое развитие - это саморазвитие,
Саморазвертывание имеющихся у человека задатков, которое на-
Правляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.
Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней
Учитывалась роль двух факторов - наследственности и среды - в
Психическом развитии. Влияние этих факторов Штерн анализиро-
вал на примере некоторых основных видов деятельности детей,
главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму
Игровой деятельности и утверждал, что форма неизменна и связана
С врожденными качествами, для упражнения которых и создана
Игра. Содержание игры задается средой и помогает ребенку понять,
В какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные
В нем качества. Таким образом, игра служит не только для упраж-
Нения врожденных инстинктов (как считал К. Гросс), но и для со-
Циализации детей.
Само развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и
преобразование психических структур. При этом, говоря о диф-
Ференциации, он, как и представители гештальтпсихологии, пони-
Мал развитие как переход от смутных, неотчетливых образов к бо-
Лее ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окру-
Жающего мира. Этот переход к более четкому и адекватному отра-
Жению окружающего проходит через несколько этапов, преобразо-
Ваний, которые характерны для всех основных психических процес-
Сов. Психическое развитие имеет тенденцию не только к самораз-
Витию, но и к самосохранению, т. е. к сохранению индивидуальных,
Врожденных особенностей каждого ребенка, прежде всего индиви-
Дуального темпа развития.
Штерн - один из основателей дифференциальной психологии,
Психологии индивидуальных различий, которой посвящена его
книга ≪Дифференциальная психология≫ (1911). Он доказывал, что
Существует не только общая для всех детей определенного возраста
Нормативность, но и нормативность индивидуальная, характери-
Зующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных
Свойств он как раз и называл индивидуальный темп психического
Развития, который проявляется и в скорости обучения. Нарушение
Индивидуального темпа может привести к серьезным отклонени-
Ям в развитии, в том числе и к неврозам. Штерн также был одним
Из инициаторов экспериментального исследования, тестирования
Детей и, в частности, усовершенствовал способы измерения их ин-
Теллекта, разработанные А. Бине, предложив измерять не умствен-
Ный возраст, но коэффициент умственного развития IQ.