Одаренность, причем общая одаренность проявляется, с его точки
Зрения, в детском возрасте и связана с общим (высоким) уровнем
Всех умственных свойств ребенка. Одаренность в узком смысле он
Относил к зрелому возрасту и связывал со способностью человека
Разрешать новые проблемы.
Таким образом, Клапаред заложил основы самостоятельной об-
Ласти психологической науки - возрастной психологии, оказав
Значительное влияние на понимание круга решаемых ею проблем
И ее задачи.
Развитие возрастной психологии и педологии требовало не
только четкого определения предмета и задач этой науки, что было
Сделано Мейманом и Клапаредом, но и разработки новых объек-
Тивных методов психического развития детей, которые по своей
Достоверности и объективности не уступали бы естественно-науч-
ным (антропометрии, тестам Гальтона), но в то же время являлись
Бы именно психологическими методами, направленными на изуче-
Ние познавательного развития детей.
Начало этому процессу положили работы Бине (подробнее о
Которых будет сказано ниже), и в течение сравнительно короткого
Отрезка времени (10-15 лет) было разработано большое количе-
Ство тестов для измерения разных сторон психической жизни детей.
Однако все эти тесты предназначались для исследования детей от
Лет и старше и оставляли в стороне детей раннего возраста. Этот
Серьезный пробел был восполнен исследованиями известного аме-
Риканского психолога А. Л.Гезелла (1880-1961).
Гезелл создал Йельскую клинику нормального детства, в кото-
Рой изучал психическое развитие детей раннего возраста - от рож-
Дения до трех лет. Периоды младенчества и раннего детства были
В центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал,
Что за первые три года жизни ребенок проходит большую часть
Своего психического развития, так как темп этого развития самый
Высокий именно в первые три года, а затем постепенно замедляет-
Ся. На этой основе он разработал периодизацию психического
Развития, в которой выделял три периода - от рождения до года,
От года до трех и от трех до восемнадцати лет, причем первый пе-
Риод характеризуется максимально высоким темпом психическо-
Го развития, второй - средним, а третий - низким.
Исследования Гезелла, в отличие от работ Н.М.Щелованова и
Его лаборатории генетической рефлексологии, в которой также
Изучалось развитие детей раннего возраста, были направлены не
На анализ закономерностей развития психики в первые три года
Жизни, а на разработку нормативов этого развития.
В клинике Гезелла была создана специальная аппаратура для
Объективной диагностики динамики психического развития ма-
леньких детей, в том числе кино- и фотосъемка, ≪зеркало Гезелла≫
(полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблю-
Дения за поведением детей). Им также были введены в психоло-
Гию новые методы исследования - лонгитюдный метод изучения
Одних и тех же детей в течение определенного периода времени
(чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецо-
Вый метод (сравнительный анализ психического развития монози-
готных близнецов). На основе этих исследований была выработа-
На система тестов и показателей нормы для детей от трех месяцев
До шести лет по следующим показателям: моторика, речь, адап-
Тивное поведение, личностно-социальное поведение. Модифика-
Ция этих тестов (так же как и тестов Бине) лежит в основе совре-
Менной диагностики психического развития детей.
Особая роль в развитии возрастной психологии в этот период
Времени принадлежит известному американскому психологу и со-
Циологу Д.М.Болдуину (1861-1934). Болдуин был профессором
университетов Принстона, Балтимора, Торонто, Мехико и Жене-
Вы, а также президентом Американской психологической ассоциа-
Ции (1897). Он был одним из немногих ученых того времени, кто
Считал необходимым исследовать не только познавательное, но и
Эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Он также утверж-
Дал, что следует изучать личность не изолированно от обществен-
Ного процесса, но внутри его, поскольку социальное окружение яв-
Ляется не внешним условием, а внутренним фактором развития лич-
Ности ребенка.
В своем произведении ≪Духовое развитие с социологической и
этической точки зрения (исследование по социальной психологии)≫
(1913) Болдуин отмечал, что необходим диалектический подход к