Живать (как это предполагает теория рекапитуляции), но потому
Что существует общая логика развития психики и в филогенезе и в
Онтогенезе. Именно общая логика развития психики и определяет
Сходство этих процессов, но не их тождество, поэтому не сущест-
Вует фатальной предопределенности в развитии ребенка, и внеш-
Ние факторы (в том числе обучение) могут ускорить его ход и да-
Же частично изменить направление.
Клапаред предложил разделить детскую психологию на при-
Кладную и теоретическую, считая, что у них разный круг изучаемых
Проблем. Задачей теоретической возрастной психологии он считал
Исследование законов психической жизни и этапов психического
Развития детей. Прикладную возрастную психологию он разделял
На психогностику и психотехнику. Психогностика имела целью
Диагностику, измерение психического развития детей, а психотех-
Ника была направлена на разработку методов обучения и воспи-
Тания, адекватных для детей определенного возраста.
Говоря о том, что психическое развитие не нуждается в дополни-
Тельных стимулах или факторах, которые бы его ускоряли, Клапа-
Ред развивал идею о саморазвитии, саморазвертывании тех задат-
Ков, которые существуют у ребенка уже при рождении. Механиз-
Мами этого саморазвития являются игра и подражание, благодаря
которым оно получает определенное направление и содержание.
С его точки зрения, игра представляет собой более универсальный
Механизм, так как направлена на развитие разных сторон психики,
Как общих, так и специальных психических функций. Клапаред
Выделял игры, развивающие индивидуальные особенности детей,
Игры интеллектуальные (развивающие их познавательные способ-
ности) и аффективные игры (развивающие чувства).
Подражание связано главным образом с развитием поведения,
Произвольной деятельности детей, так как в основе его лежит ас-
Социация между образами движений (показанными взрослым) и
Самими этими движениями, т. е. следами их мускульных ощущений.
При повторении движения ощущение от него сливается с внешним
Видом этого движения, после чего возможно выполнение данного
задания сначала при появлении его образа, а потом и при словес-
Ной команде. Таким образом, Клапаред говорил не только об ин-
Териоризации произвольных движений, но и о необходимости пере-
Хода от двигательного к образному и только потом к внутреннему
плану.
Несмотря на широкий круг проблем, интересовавших Клапа-
Реда, в центре его исследовательских интересов было изучение
Мышления и этапов его развития у детей. Он (как позднее его из-
Вестный ученик Ж. Пиаже) фактически отождествлял мышление с
Психическим развитием, а потому критерием деления детства на
Периоды для него служил переход от одного вида мышления к
Другому.
Он выделял четыре этапа в психическом развитии:
От рождения до 2 лет - на этом этапе у детей преобладает ин-
Терес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное разви-
Тие связано главным образом с развитием восприятия.
От 2 до 3 лет - на этом этапе у детей развивается речь, и по-
Тому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и
Их значениях.
От 3 до 7 лет - на этом этапе начинается собственно интел-
Лектуальное развитие, т. е. развитие мышления, причем у детей
Преобладают общие умственные интересы.
От 7 до 12 лет - на этом этапе начинают проявляться инди-
Видуальные особенности и склонности детей, так как их интеллек-
Туальное развитие связано с формированием специальных объек-
Тивных интересов.
Исследуя формирование интеллектуальной сферы детей, Кла-
Паред открыл одно из основных свойств детского мышления -
синкретизм, т.е. нерасчлененность, слитность детских представ-
Лений о мире друг с другом. Он утверждал, что психическое раз-
Витие продвигается от схватывания внешнего вида к называнию
Предмета (словесная стадия), а затем к пониманию его предназна-
Чения, что уже является следствием развития логического мышле-
Ния. О таком же направлении в развитии мышления детей - от
Слитности к расчлененности - говорил позднее и Л.Выготский,
Оспаривая утверждение Штерна о том, что ребенок сначала по-
Нимает часть (единичный предмет) и лишь затем начинает соеди-
Нять отдельные части в целостный образ мира.
Исходя из того, что развитие способностей обусловлено наслед-
Ственными факторами, Клапаред выделял общую и специальную