Живать (как это предполагает теория рекапитуляции), но потому

Что существует общая логика развития психики и в филогенезе и в

Онтогенезе. Именно общая логика развития психики и определяет

Сходство этих процессов, но не их тождество, поэтому не сущест-

Вует фатальной предопределенности в развитии ребенка, и внеш-

Ние факторы (в том числе обучение) могут ускорить его ход и да-

Же частично изменить направление.

Клапаред предложил разделить детскую психологию на при-

Кладную и теоретическую, считая, что у них разный круг изучаемых

Проблем. Задачей теоретической возрастной психологии он считал

Исследование законов психической жизни и этапов психического

Развития детей. Прикладную возрастную психологию он разделял

На психогностику и психотехнику. Психогностика имела целью

Диагностику, измерение психического развития детей, а психотех-

Ника была направлена на разработку методов обучения и воспи-

Тания, адекватных для детей определенного возраста.

Говоря о том, что психическое развитие не нуждается в дополни-

Тельных стимулах или факторах, которые бы его ускоряли, Клапа-

Ред развивал идею о саморазвитии, саморазвертывании тех задат-

Ков, которые существуют у ребенка уже при рождении. Механиз-

Мами этого саморазвития являются игра и подражание, благодаря

которым оно получает определенное направление и содержание.

С его точки зрения, игра представляет собой более универсальный

Механизм, так как направлена на развитие разных сторон психики,

Как общих, так и специальных психических функций. Клапаред

Выделял игры, развивающие индивидуальные особенности детей,

Игры интеллектуальные (развивающие их познавательные способ-

ности) и аффективные игры (развивающие чувства).

Подражание связано главным образом с развитием поведения,

Произвольной деятельности детей, так как в основе его лежит ас-

Социация между образами движений (показанными взрослым) и

Самими этими движениями, т. е. следами их мускульных ощущений.

При повторении движения ощущение от него сливается с внешним

Видом этого движения, после чего возможно выполнение данного

задания сначала при появлении его образа, а потом и при словес-

Ной команде. Таким образом, Клапаред говорил не только об ин-

Териоризации произвольных движений, но и о необходимости пере-

Хода от двигательного к образному и только потом к внутреннему

плану.

Несмотря на широкий круг проблем, интересовавших Клапа-

Реда, в центре его исследовательских интересов было изучение

Мышления и этапов его развития у детей. Он (как позднее его из-

Вестный ученик Ж. Пиаже) фактически отождествлял мышление с

Психическим развитием, а потому критерием деления детства на

Периоды для него служил переход от одного вида мышления к

Другому.

Он выделял четыре этапа в психическом развитии:

От рождения до 2 лет - на этом этапе у детей преобладает ин-

Терес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное разви-

Тие связано главным образом с развитием восприятия.

От 2 до 3 лет - на этом этапе у детей развивается речь, и по-

Тому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и

Их значениях.

От 3 до 7 лет - на этом этапе начинается собственно интел-

Лектуальное развитие, т. е. развитие мышления, причем у детей

Преобладают общие умственные интересы.

От 7 до 12 лет - на этом этапе начинают проявляться инди-

Видуальные особенности и склонности детей, так как их интеллек-

Туальное развитие связано с формированием специальных объек-

Тивных интересов.

Исследуя формирование интеллектуальной сферы детей, Кла-

Паред открыл одно из основных свойств детского мышления -

синкретизм, т.е. нерасчлененность, слитность детских представ-

Лений о мире друг с другом. Он утверждал, что психическое раз-

Витие продвигается от схватывания внешнего вида к называнию

Предмета (словесная стадия), а затем к пониманию его предназна-

Чения, что уже является следствием развития логического мышле-

Ния. О таком же направлении в развитии мышления детей - от

Слитности к расчлененности - говорил позднее и Л.Выготский,

Оспаривая утверждение Штерна о том, что ребенок сначала по-

Нимает часть (единичный предмет) и лишь затем начинает соеди-

Нять отдельные части в целостный образ мира.

Исходя из того, что развитие способностей обусловлено наслед-

Ственными факторами, Клапаред выделял общую и специальную

Наши рекомендации