Генетического, который исследует закономерности общей психо-

Логии, изучая постепенное формирование определенной функции.

Естественно, о таком подходе к исследованию говорилось задолго

До Дарвина, но сознание универсальности этого метода и воз-

Можности исследовать закономерности процесса развития, общие

Для всех сфер психической жизни, связаны с эволюционной теори-

Ей. Именно эти положения привели к осознанию того, что генети-

Ческий метод может стать основой особой области психологии,

Предметом которой как раз и является исследование генезиса пси-

Хики, т.е. к появлению генетической, или возрастной, психологии.

Эволюционный подход в психологии отразился прежде всего в

Концепциях Бэна и Спенсера, которые утверждали, что психика

Есть закономерный этап эволюции и ее функция заключается в

Обеспечении адекватного приспособления к окружающей среде.

Эти теории, особенно взгляды Спенсера, получили широкое рас-

232 :

Пространение, оказав огромное влияние на формирование возраст-

Ной психологии.

Не меньшее значение для формирования генетического подхо-

Да в психологии имела теория известного психолога и физиолога

И.М.Сеченова, который писал, что единственным методом объ-

Ективного исследования психики является метод генетического

Наблюдения. Он также подчеркивал значение исследований психи-

Ческого развития ребенка не только для практических нужд педа-

Гогики, но и для общей психологии. Взгляды Сеченова, особенно

Его идея об интериоризации психических процессов, оказала боль-

Шое влияние на дальнейшее развитие возрастной психологии, в

Частности на концепцию Выготского.

Отцом детской психологии по праву считают английского эмб-

Риолога и психолога В. Прейера. Если до него ученые исследовали

Отдельные проблемы и давали беглые эскизы общего развития пси-

Хики, то Прейер взялся за целостный анализ проблем и системати-

ческое наблюдение. В его книге ≪Душа ребенка≫ (1882) описано пси-

Хическое и биологическое развитие ребенка с рождения до трех лет.

В. Прейер испытал влияние эволюционного подхода и в своей

Книге сделал попытку проследить психогенезис, выявив и описав

Последовательность отдельных моментов развития. Он сделал вы-

Вод о том, что в области психического развития проявляется биоло-

Гическая наследственность, которая и служит, в частности, основой

Индивидуальных различий. Прейер стремился не только раскрыть

содержание детской души, описать развитие познавательных про-

Цессов, речи, эмоций ребенка, но и научить взрослых понимать

Детей с помощью объективных методов. С этой целью в приложе-

Нии к своей книге он поместил образец дневника, в котором наме-

Чалась канва исследований для каждого возраста. Влияние работы

Прейера сказалось и в том, что после него в возрастной психологии

Появился новый круг проблем, которые до этого времени не были

В центре исследовательских интересов; это прежде всего изучение

Корреляции между различными сторонами психического развития

(умственного, морального, волевого и т.д.), исследование волево-

Го развития, художественной деятельности детей.

Появление экспериментальной психологии и разработка объек-

Тивных методов исследования. Долгое время единственным мето-

Дом исследования психического развития детей оставались днев-

Никовые наблюдения. Еще Песталоцци и Жан Поль начали вести

Дневники наблюдений за своими детьми. Большой интерес пред-

Ставляют дневниковые наблюдения Дарвина за развитием своего

Сына Фрэнсиса, которые были опубликованы в 1877 г. под заго-

ловком ≪Биографический эскиз маленького ребенка≫. И. Тен опи-

Сал процесс усвоения речи своей дочерью, сопоставив его с истори-

Ческим развитием языка. Основой обоих процессов считался уни-

Версальный механизм ассоциаций.

Однако первым, кто действительно планомерно осуществил

Дневниковые наблюдения за детьми, был Т. Тидеман, книга ко-

Торого появилась в 1787 г. Он стал также автором первого учеб-

ника психологии, в котором затрагивались вопросы, связанные

С психологией ребенка. При этом и в дневнике, и в учебнике Тиде-

Мана проблемы воспитания детей были тесно связаны с предшест-

Вующим анализом их физиологических и психологических особен-

Ностей.

С расширением предмета психологических исследований появи-

Наши рекомендации