Генетического, который исследует закономерности общей психо-
Логии, изучая постепенное формирование определенной функции.
Естественно, о таком подходе к исследованию говорилось задолго
До Дарвина, но сознание универсальности этого метода и воз-
Можности исследовать закономерности процесса развития, общие
Для всех сфер психической жизни, связаны с эволюционной теори-
Ей. Именно эти положения привели к осознанию того, что генети-
Ческий метод может стать основой особой области психологии,
Предметом которой как раз и является исследование генезиса пси-
Хики, т.е. к появлению генетической, или возрастной, психологии.
Эволюционный подход в психологии отразился прежде всего в
Концепциях Бэна и Спенсера, которые утверждали, что психика
Есть закономерный этап эволюции и ее функция заключается в
Обеспечении адекватного приспособления к окружающей среде.
Эти теории, особенно взгляды Спенсера, получили широкое рас-
232 :
Пространение, оказав огромное влияние на формирование возраст-
Ной психологии.
Не меньшее значение для формирования генетического подхо-
Да в психологии имела теория известного психолога и физиолога
И.М.Сеченова, который писал, что единственным методом объ-
Ективного исследования психики является метод генетического
Наблюдения. Он также подчеркивал значение исследований психи-
Ческого развития ребенка не только для практических нужд педа-
Гогики, но и для общей психологии. Взгляды Сеченова, особенно
Его идея об интериоризации психических процессов, оказала боль-
Шое влияние на дальнейшее развитие возрастной психологии, в
Частности на концепцию Выготского.
Отцом детской психологии по праву считают английского эмб-
Риолога и психолога В. Прейера. Если до него ученые исследовали
Отдельные проблемы и давали беглые эскизы общего развития пси-
Хики, то Прейер взялся за целостный анализ проблем и системати-
ческое наблюдение. В его книге ≪Душа ребенка≫ (1882) описано пси-
Хическое и биологическое развитие ребенка с рождения до трех лет.
В. Прейер испытал влияние эволюционного подхода и в своей
Книге сделал попытку проследить психогенезис, выявив и описав
Последовательность отдельных моментов развития. Он сделал вы-
Вод о том, что в области психического развития проявляется биоло-
Гическая наследственность, которая и служит, в частности, основой
Индивидуальных различий. Прейер стремился не только раскрыть
содержание детской души, описать развитие познавательных про-
Цессов, речи, эмоций ребенка, но и научить взрослых понимать
Детей с помощью объективных методов. С этой целью в приложе-
Нии к своей книге он поместил образец дневника, в котором наме-
Чалась канва исследований для каждого возраста. Влияние работы
Прейера сказалось и в том, что после него в возрастной психологии
Появился новый круг проблем, которые до этого времени не были
В центре исследовательских интересов; это прежде всего изучение
Корреляции между различными сторонами психического развития
(умственного, морального, волевого и т.д.), исследование волево-
Го развития, художественной деятельности детей.
Появление экспериментальной психологии и разработка объек-
Тивных методов исследования. Долгое время единственным мето-
Дом исследования психического развития детей оставались днев-
Никовые наблюдения. Еще Песталоцци и Жан Поль начали вести
Дневники наблюдений за своими детьми. Большой интерес пред-
Ставляют дневниковые наблюдения Дарвина за развитием своего
Сына Фрэнсиса, которые были опубликованы в 1877 г. под заго-
ловком ≪Биографический эскиз маленького ребенка≫. И. Тен опи-
Сал процесс усвоения речи своей дочерью, сопоставив его с истори-
Ческим развитием языка. Основой обоих процессов считался уни-
Версальный механизм ассоциаций.
Однако первым, кто действительно планомерно осуществил
Дневниковые наблюдения за детьми, был Т. Тидеман, книга ко-
Торого появилась в 1787 г. Он стал также автором первого учеб-
ника психологии, в котором затрагивались вопросы, связанные
С психологией ребенка. При этом и в дневнике, и в учебнике Тиде-
Мана проблемы воспитания детей были тесно связаны с предшест-
Вующим анализом их физиологических и психологических особен-
Ностей.
С расширением предмета психологических исследований появи-