В то же время, стремясь к более объективному постижению психи-
Ческой жизни, центральным в своей концепции он сделал не пере-
живание, но духовную активность ≪Я≫, в которой реализуются
смысловые связи с содержанием определенной культуры, выра-
Женные в системе ценностей конкретного человека. Таким образом,
Субъективные переживания человека рассматривались в их соот-
Ношении с надындивидуальными сферами объективного духа.
В труде ≪Формы жизни≫ (1914) Шпрангер доказывал, что основ-
Ной задачей психологии является исследование отношения инди-
видуальной духовной структуры человека к структуре ≪объектив-
ного духа≫, т. е. изучение основных типов направленности человека,
которые он и назвал ≪формой жизни≫. В основе этой направленно-
Сти лежит преобладающая ориентация на те или иные ценности.
Им было выделено шесть основных типов объективных ценно-
Стей: теоретические (область науки, проблема истинности), эко-
Номические (материальные блага, полезность), эстетические (стрем-
ление к оформлению, к самовыражению), социальные (обществен-
Ная деятельность, обращенность к чужой жизни), политические
(власть как ценность), религиозные (смысл жизни). В каждом че-
Ловеке могут быть представлены ориентации на все эти типы цен-
Ностей, но в разной пропорции, какая-то (или какие-то) из них при
Этом будет доминировать. Это доминирование и определяет пре-
Имущественную форму жизни данного человека, сферу его деятель-
Ности и переживаний. Исходя из того, какая группа ценностей
Доминирует, Шпрангер выделял соответственно теоретического
Человека, экономического, эстетического, социального, политиче-
Ского и религиозного. Форма жизни есть внутреннее, духовное об-
Разование, поэтому для более полного развития личности взрос-
Лый должен угадать эту форму в ребенке и строить его обучение,
Исходя из того, какая деятельность для него будет приоритетной.
Описательная психология показала новые возможности постро-
Ения психологии как гуманитарной науки, вскрыла недостатки
Сугубо естественно-научной ориентации психологии, преобладав-
Шей в то время. Многие из них стали более очевидными со време-
Нем, но в тот момент преимущества объективной, эксперименталь-
Ной психологии были настолько очевидны, что упреки и опасения
Дильтея большинством психологов не были услышаны. Распро-
Странению его взглядов помешала и ограниченность самого под-
Хода Дильтея, не видевшего новых перспектив, которые открывают
Перед психологией эксперимент и связь с точными науками.
Почти все школы, появившиеся на рубеже XIX-XX вв., про-
Существовали недолго, их замена была продиктована объектив-
Ными обстоятельствами. При всей их новизне они были еще свя-
Заны со старой, ассоциативной психологией, в спорах с которой
Они и родились. В то же время само их появление и дискуссии,
Возникавшие при получении результатов новых исследований, по-
Казали насущную необходимость для психологии сформировать
Новый подход к пониманию психического, новую методологию
Изучения психики, что и привело к появлению тех школ, которые
Определили лицо психологии в XX в.
Контрольные вопросы
В чем видел задачи психологии Титченер?
Каким образом был усовершенствован метод интроспекции в структу-
Рализме?
3. Что такое ≪ошибка стимула≫?
Чем различались методы исследования в структурализме и Вюрцбург-
Ской школе?
Как проводилось экспериментальное исследование мышления в Вюрц-
Бургской школе?
Какие основные открытия были сделаны Кюльпе и его сотрудниками?
Каким образом установка определяет процесс решения задач?
В чем сущность интенционального акта в концепции Брентано?
Какие факторы определяют направление психической деятельности, с
Точки зрения Брентано и Штумпфа?
Каковы особенности подхода к психологии искусства в концепции
Штумпфа?
Каким образом пересмотрел предмет психологии Джемс?
Какие проблемы были исследованы Джемсом?
В чем сущность подхода Джемса к самооценке?
Чем различаются подходы Джемса и Ланге к эмоциям?
Что нового внесли Дьюи и Энджелл в теорию функционализма?
Что общего у функционализма и прагматизма?
Основные положения динамической психологии Вудвортса.
Чем различаются подходы к проблеме гипноза в школах Парижа и
Нанси?
Какие методы исследования психики использовались во французской
Психологической школе?