С этих позиций ученый подошел и к проекту создания новой, опи-
сательной психологии, который был изложен им в работе ≪Идеи
описательной психологии≫ (1894). Дильтей считал, что описатель-
Ная психология должна существовать наряду с объяснительной,
Которая ориентируется на науки о природе, и должна стать основой
Всех наук о духе.
Отвергая традиционную метафизику, Дильтей высказывался и
Против позитивизма, против перенесения методов естественных
Наук в психологию, которая нуждается в собственном методе и
собственной методологии. В своей критике ≪объяснительной≫ пси-
Хологии Дильтей подчеркивал, что понятие причинной связи вооб-
Ще не применимо в области психического (и исторического), так
Как здесь в принципе невозможно предсказать, что последует за
Марцимкоиская 225
Достигнутым состоянием. Поскольку дать точное и объективное
Обоснование полученным при постижении собственных пережи-
Ваний фактам практически невозможно, психология должна отка-
Заться от попыток объяснения душевной жизни, поставив себе
Целью описание и анализ психических явлений, стараясь понять
Отдельные процессы из жизненного целого. Именно такой подход
сделает психологию ведущей, основной дисциплиной для всех на-
Ук о духе, всех наук о человеке. Этот подход в несколько изменен-
ном виде получил в начале XX в. название психологизм; в рамках
Данного подхода психология рассматривалась как методология
Наук о душевной жизни.
Свою психологию Дильтей называл описательной и расчленяю-
Щей, противопоставляя описание - объяснению, расчленение - кон-
Струированию схем из ограниченного числа однозначно опреде-
Ляемых элементов. Он выступал и против традиционного для того
Времени ассоциативного подхода к психике, понимания ее как
Сенсорной мозаики, состоящей из элементов. Взамен элементов он
Предлагал внутренне связанные структуры, лежащие в основе ду-
Шевных процессов, развитие которых определяется целью. Целост-
Ность и целенаправленность представляют собой, по мнению Диль-
Тея, специфические черты душевных проявлений. Хотя сами эти
Качества не были им привнесены в психологию (об этом говорили
и другие ученые, например Брентано и Джемс), но принципиаль-
Но новым в концепции Дильтея было стремление вывести их не из
Органической, но из исторической жизни, из чисто человеческих
Видов деятельности, которые отличает воплощение переживаний
В творениях культуры.
Одним из центральных в его теории стало понятие переживания.
Оно выступало не в виде элемента сознания, а в виде внутренней
Связи, неотделимой от ее воплощения в духовном, надындивиду-
Альном продукте. Тем самым индивидуальное сознание соотноси-
Лось с миром социально-исторических ценностей, с миром духов-
Ности. Важным связующим звеном как между культурой и челове-
Ком, так и между отдельными науками (философией, историей,
психологией) стала герменевтика, или учение об истолковании,
Которая в теории Дильтея являлась средством воссоздания непо-
Вторимых культурных миров прошлого.
Уникальный характер объекта исследования (духовный мир),
По мнению ученого, определял и уникальность метода. Им служит
Не объяснение явлений в принятом натуралистами смысле, но по-
нимание, постижение. Он писал, что ≪природу мы объясняем, а
душевную жизнь постигаем≫. Постижение основывается на анали-
зе непосредственных переживаний ≪Я≫. Оно существенно отлича-
ется от интроспекции, так как открывает содержание не только
Сознательного, но и бессознательного. Это интуитивное вчувство-
Вание помогает понять, а затем и описать смысл жизни, включив
Субъективные переживания в контекст культурной среды, в которой
Живет человек. Ориентация Дильтея на бессознательные духовные,
Нравственные переживания, которые составляют суть человеческой
Личности, дала основание С. Л. Рубинштейну назвать его психоло-
гию ≪вершинной≫, в отличие от ≪глубинной≫ психологии Фрейда,
Видевшего в бессознательном лишь биологические влечения.
Идея Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценно-
Стями, накопленными человечеством, была развита его учеником
Э.Шпрангером (1882-1963). Как и Дильтей, он считал, что веду-
Щим методом исследования духовной жизни является понимание,
Т.е. непосредственное постижение смысла психических явлений.