Мени Энджелл отошел от активной научной деятельности и Чикаг-
скую школу возглавил Г.Кэрр (1873-1954). В книге ≪Психология≫
(1925) он, определяя психологию как науку о психической деятель-
Ности, подчеркивал, что этот термин является общим для воспри-
Ятия, памяти, мышления, воли и других психических процессов и
Состояний. Вслед за Дьюи и Энджеллом он говорил о том, что
функции психики состоят в приобретении, ≪сохранении, организа-
Ции и оценке опыта и его последующем использовании для руко-
водства поведением≫.
Со временем Чикагская школа стала утрачивать черты иссле-
довательского направления, превращаться в образовательный центр,
занимающийся подготовкой специалистов в области психологии.
Это было связано и с появлением бихевиоризма, нового психологи-
Ческого направления, которое завоевывало все большее признание.
Наряду с Чикагской школой к функциональному направлению
Примыкала Колумбийская школа, которую возглавлял Р.Вудвортс
(1869-1962). Как и Энджелл, Вудвортс отрицательно относился к
термину ≪психологическая школа≫, считая его претензией на до-
Минирование определенной теоретической системы, что недопус-
Тимо в науке. Поэтому себя он относил к эклектикам, подчеркивая
Открытость своей позиции по отношению к разным методологи-
Ческим концепциям. В Колумбийской школе работали Д. Кеттел и
Э. Торндайк, которые начали разрабатывать новые эксперимен-
Тальные методы изучения психики, ее функционирования. Это яви-
Лось важным стимулом для развития не только экспериментальной
Психологии, но и новых научных школ - дифференциальной психо-
Логии, бихевиоризма.
Свою концепцию Вудвортс назвал ≪динамическая психология≫.
Основные положения этого подхода к психологии он изложил в
работах ≪Динамическая психология≫ (1918) и ≪Динамика пове-
дения≫ (1958).
Научную деятельность он начинал в Англии под руководством
Шеррингтона. Исследования в области физиологии частично от-
Разились и на его психологических взглядах. Первое собственное
исследование Вудвортса было посвящено проблеме ≪переноса≫ в
Обучении. Анализируя связи стимул-реакция, он подчеркивал зна-
Чение активного вмешательства организма в систему их взаимодей-
Ствия, что изменяло формулу, превращая ее в стимул-организм -
Реакция. По его мнению, для понимания поведения важнейшее
Значение имеет изучение этой промежуточной переменной, которая
Может совершенно изменить первоначальные взаимосвязи между
Стимулом и ответной реакцией. Поскольку такое исследование
Внутренней переменной связано с включением данных самонаблю-
Дения, он предусматривал в своих трудах совмещение фактов, по-
Лученных при помощи различных методов, в том числе и интро-
Спективного.
Изучая развитие поведения, Вудвортс выделил важную роль
мотивации в этом процессе, разделив механизмы поведения и его
Мотивацию. Цель динамической психологии он видел в исследова-
нии мотивации, называя ее иногда ≪мотивологией≫. Работы, посвя-
Щенные анализу поведенческих механизмов, привели его к мысли
О существовании двух этапов в процессе деятельности - подготови-
тельного {установки) и консуматорного, т. е. завершающей реакции,
Благодаря которой достигается цель.
Вудвортс также подчеркивал существование динамичных, гиб-
Ких взаимоотношений между мотивацией и механизмом. Мотива-
Ция активирует механизм, приводя его в действие. Но когда по-
Требность удовлетворена, применение механизма как такового
Может приобрести мотивационную силу. Таким образом, то, что
Было первоначально лишь средством, становится целью. Эти рабо-
Ты впервые позволили экспериментально изучить не только про-
Цесс появления новых видов деятельности, но и развитие мотива-
Ции, что делает их актуальными и сегодня.
Американские функционалисты рассматривали функцию как
Деятельность, охватывающую и сознание, и поведение. Это отлича-
Ло их позицию от позиции европейских психологов, анализирую-
Щих в первую очередь акты (функции) сознания. Но было и общее,
Что определяло подход к предмету психологического исследования
В обеих школах. Началом психической деятельности для них был
Субъект, операциями и актами которого определяется характер
Мира, где он функционирует. А так как каждое человеческое дей-
Ствие целенаправленно (субъективно - для самого субъекта и объ-