Мени Энджелл отошел от активной научной деятельности и Чикаг-

скую школу возглавил Г.Кэрр (1873-1954). В книге ≪Психология≫

(1925) он, определяя психологию как науку о психической деятель-

Ности, подчеркивал, что этот термин является общим для воспри-

Ятия, памяти, мышления, воли и других психических процессов и

Состояний. Вслед за Дьюи и Энджеллом он говорил о том, что

функции психики состоят в приобретении, ≪сохранении, организа-

Ции и оценке опыта и его последующем использовании для руко-

водства поведением≫.

Со временем Чикагская школа стала утрачивать черты иссле-

довательского направления, превращаться в образовательный центр,

занимающийся подготовкой специалистов в области психологии.

Это было связано и с появлением бихевиоризма, нового психологи-

Ческого направления, которое завоевывало все большее признание.

Наряду с Чикагской школой к функциональному направлению

Примыкала Колумбийская школа, которую возглавлял Р.Вудвортс

(1869-1962). Как и Энджелл, Вудвортс отрицательно относился к

термину ≪психологическая школа≫, считая его претензией на до-

Минирование определенной теоретической системы, что недопус-

Тимо в науке. Поэтому себя он относил к эклектикам, подчеркивая

Открытость своей позиции по отношению к разным методологи-

Ческим концепциям. В Колумбийской школе работали Д. Кеттел и

Э. Торндайк, которые начали разрабатывать новые эксперимен-

Тальные методы изучения психики, ее функционирования. Это яви-

Лось важным стимулом для развития не только экспериментальной

Психологии, но и новых научных школ - дифференциальной психо-

Логии, бихевиоризма.

Свою концепцию Вудвортс назвал ≪динамическая психология≫.

Основные положения этого подхода к психологии он изложил в

работах ≪Динамическая психология≫ (1918) и ≪Динамика пове-

дения≫ (1958).

Научную деятельность он начинал в Англии под руководством

Шеррингтона. Исследования в области физиологии частично от-

Разились и на его психологических взглядах. Первое собственное

исследование Вудвортса было посвящено проблеме ≪переноса≫ в

Обучении. Анализируя связи стимул-реакция, он подчеркивал зна-

Чение активного вмешательства организма в систему их взаимодей-

Ствия, что изменяло формулу, превращая ее в стимул-организм -

Реакция. По его мнению, для понимания поведения важнейшее

Значение имеет изучение этой промежуточной переменной, которая

Может совершенно изменить первоначальные взаимосвязи между

Стимулом и ответной реакцией. Поскольку такое исследование

Внутренней переменной связано с включением данных самонаблю-

Дения, он предусматривал в своих трудах совмещение фактов, по-

Лученных при помощи различных методов, в том числе и интро-

Спективного.

Изучая развитие поведения, Вудвортс выделил важную роль

мотивации в этом процессе, разделив механизмы поведения и его

Мотивацию. Цель динамической психологии он видел в исследова-

нии мотивации, называя ее иногда ≪мотивологией≫. Работы, посвя-

Щенные анализу поведенческих механизмов, привели его к мысли

О существовании двух этапов в процессе деятельности - подготови-

тельного {установки) и консуматорного, т. е. завершающей реакции,

Благодаря которой достигается цель.

Вудвортс также подчеркивал существование динамичных, гиб-

Ких взаимоотношений между мотивацией и механизмом. Мотива-

Ция активирует механизм, приводя его в действие. Но когда по-

Требность удовлетворена, применение механизма как такового

Может приобрести мотивационную силу. Таким образом, то, что

Было первоначально лишь средством, становится целью. Эти рабо-

Ты впервые позволили экспериментально изучить не только про-

Цесс появления новых видов деятельности, но и развитие мотива-

Ции, что делает их актуальными и сегодня.

Американские функционалисты рассматривали функцию как

Деятельность, охватывающую и сознание, и поведение. Это отлича-

Ло их позицию от позиции европейских психологов, анализирую-

Щих в первую очередь акты (функции) сознания. Но было и общее,

Что определяло подход к предмету психологического исследования

В обеих школах. Началом психической деятельности для них был

Субъект, операциями и актами которого определяется характер

Мира, где он функционирует. А так как каждое человеческое дей-

Ствие целенаправленно (субъективно - для самого субъекта и объ-

Наши рекомендации