Исследования восприятия музыкальных мелодий проводил и

Другой последователь и ученик Брентано - X. Эренфельс (1859-

1932). В своей работе ≪О гештальткачествах≫ (1890) он впервые

ввел в психологическую науку понятие гешталыпкачеств, назван-

ных в его честь качествами Эренфельса. Эти качества он рассмат-

Ривал как духовные акты субъекта, которые определяют процесс

≪воспринимания≫ музыки. Качество ≪сверхсуммативности≫ он свя-

Зывал с тем фактом, что при целостном восприятии появляются

Признаки, которые отсутствовали при восприятии частей предмета,

а качество ≪транспозитивности≫ описывал как изменение целостно-

Го образа при разных способах предъявления. Эти открытия Эрен-

Фельса оказали значительное влияние на работы гештальтпсихо-

Логов.

Исследования процесса восприятия художественных произве-

Дений проводились и немецким психологом Т.Липпсом (1851-

1914). Вместо термина интенция он предложил понятие эмпатия,

Которое описывал как особый психический акт. В нем субъект

Проецирует на воспринимаемый предмет свое эмоциональное со-

Стояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстети-

Ческие переживания. Как и интенциональная направленность, эм-

Патия исходит от субъекта, поэтому эстетические переживания

Вызываются не внешним миром, не художественным произведени-

Ем, а воспринимающим произведение искусства человеком, кото-

Рый привносит в него свои эмоции.

Теорией эмпатии Липпс объяснял и возникновение геометриче-

ских иллюзий. Например, при восприятии архитектурных постро-

Ек появляется ощущение, что они полны внутренней жизни. По-

Этому вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в

Действительности, так как наблюдатель чувствует себя как бы вы-

Тягивающимся вверх.

Концепция Липпса о ≪вчувствовании≫ при восприятии художе-

Ственных произведений обогатила исследования роли внутренней

Формы разных видов искусств. Ее использовали многие психоло-

Ги, занимающиеся проблемами психологии искусства, в том числе и

Отечественные ученые Г. Шпет, А. Габричевский, П. Якобсон.

Хотя многие европейские ученые использовали положения

Брентано и функциональной психологии в своих исследованиях,

Настоящий расцвет этой школы связан с американской психоло-

Гией, прежде всего с работами У.Джемса.

У.Джемс (1842-1910) окончил Гарвардский университет, полу-

чив не только медицинское, но и художественное образование. Од-

Нако, в отличие от своего брата, известного писателя Г.Джемса,

Не искусство, но науку сделал ведущей сферой своей деятельности.

Психология долгое время не занимала центрального места в его

Научных интересах, главным из которых стала философия. Отвер-

Гая строго рационалистический подход к познанию, Джемс не со-

Глашался и с тем, что любая наука должна строго логически объ-

Яснять все наблюдаемые факты. В своей философии прагматизма

Он доказывал, что задача философии (так же как и позднее психо-

Логии) - описывать и систематизировать наблюдаемые факты, рас-

Крывая их значение для практической деятельности людей. Обос-

новывая эти положения в своей работе ≪Прагматизм≫ (1907), он

Подчеркивал, что мы часто вынуждены в реальной жизни иметь

Дело с проблемами, для решения которых нет достаточных теоре-

Тических оснований. Поэтому истина должна рассматриваться не

С позиций теории, а с позиций практики, ее реализации в жизни,

Т. е. теория здесь - это инструмент, при помощи которого реша-

Ются прагматические, важные для жизни проблемы и который по-

Могает осознать, к каким реальным последствиям приведет при-

Нятие той или иной гипотезы.

Большое влияние на концепцию Джемса оказал Бергсон с его

Философией интуитивизма. Развивая идеи Бергсона, Джемс утвер-

Ждал, что абсолютная ценность и достоверность логического по-

Знания сильно преувеличены. В противовес интеллектуализму он

Подчеркивал роль воли и чувств в руководстве поведением людей.

Поэтому главное внимание Джемс уделял анализу идеологических

И религиозных взглядов, тогда как другой представитель амери-

канского функционализма (и прагматизма) Д.Дьюи больший ак-

Цент делал на изучение логических концепций.

В психологических работах Джемса не столько изложена цело-

Стная система взглядов, сколько дан набор концепций, которые по-

Служили основой различных подходов в современной психологии -

Наши рекомендации