Исследования восприятия музыкальных мелодий проводил и
Другой последователь и ученик Брентано - X. Эренфельс (1859-
1932). В своей работе ≪О гештальткачествах≫ (1890) он впервые
ввел в психологическую науку понятие гешталыпкачеств, назван-
ных в его честь качествами Эренфельса. Эти качества он рассмат-
Ривал как духовные акты субъекта, которые определяют процесс
≪воспринимания≫ музыки. Качество ≪сверхсуммативности≫ он свя-
Зывал с тем фактом, что при целостном восприятии появляются
Признаки, которые отсутствовали при восприятии частей предмета,
а качество ≪транспозитивности≫ описывал как изменение целостно-
Го образа при разных способах предъявления. Эти открытия Эрен-
Фельса оказали значительное влияние на работы гештальтпсихо-
Логов.
Исследования процесса восприятия художественных произве-
Дений проводились и немецким психологом Т.Липпсом (1851-
1914). Вместо термина интенция он предложил понятие эмпатия,
Которое описывал как особый психический акт. В нем субъект
Проецирует на воспринимаемый предмет свое эмоциональное со-
Стояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстети-
Ческие переживания. Как и интенциональная направленность, эм-
Патия исходит от субъекта, поэтому эстетические переживания
Вызываются не внешним миром, не художественным произведени-
Ем, а воспринимающим произведение искусства человеком, кото-
Рый привносит в него свои эмоции.
Теорией эмпатии Липпс объяснял и возникновение геометриче-
ских иллюзий. Например, при восприятии архитектурных постро-
Ек появляется ощущение, что они полны внутренней жизни. По-
Этому вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в
Действительности, так как наблюдатель чувствует себя как бы вы-
Тягивающимся вверх.
Концепция Липпса о ≪вчувствовании≫ при восприятии художе-
Ственных произведений обогатила исследования роли внутренней
Формы разных видов искусств. Ее использовали многие психоло-
Ги, занимающиеся проблемами психологии искусства, в том числе и
Отечественные ученые Г. Шпет, А. Габричевский, П. Якобсон.
Хотя многие европейские ученые использовали положения
Брентано и функциональной психологии в своих исследованиях,
Настоящий расцвет этой школы связан с американской психоло-
Гией, прежде всего с работами У.Джемса.
У.Джемс (1842-1910) окончил Гарвардский университет, полу-
чив не только медицинское, но и художественное образование. Од-
Нако, в отличие от своего брата, известного писателя Г.Джемса,
Не искусство, но науку сделал ведущей сферой своей деятельности.
Психология долгое время не занимала центрального места в его
Научных интересах, главным из которых стала философия. Отвер-
Гая строго рационалистический подход к познанию, Джемс не со-
Глашался и с тем, что любая наука должна строго логически объ-
Яснять все наблюдаемые факты. В своей философии прагматизма
Он доказывал, что задача философии (так же как и позднее психо-
Логии) - описывать и систематизировать наблюдаемые факты, рас-
Крывая их значение для практической деятельности людей. Обос-
новывая эти положения в своей работе ≪Прагматизм≫ (1907), он
Подчеркивал, что мы часто вынуждены в реальной жизни иметь
Дело с проблемами, для решения которых нет достаточных теоре-
Тических оснований. Поэтому истина должна рассматриваться не
С позиций теории, а с позиций практики, ее реализации в жизни,
Т. е. теория здесь - это инструмент, при помощи которого реша-
Ются прагматические, важные для жизни проблемы и который по-
Могает осознать, к каким реальным последствиям приведет при-
Нятие той или иной гипотезы.
Большое влияние на концепцию Джемса оказал Бергсон с его
Философией интуитивизма. Развивая идеи Бергсона, Джемс утвер-
Ждал, что абсолютная ценность и достоверность логического по-
Знания сильно преувеличены. В противовес интеллектуализму он
Подчеркивал роль воли и чувств в руководстве поведением людей.
Поэтому главное внимание Джемс уделял анализу идеологических
И религиозных взглядов, тогда как другой представитель амери-
канского функционализма (и прагматизма) Д.Дьюи больший ак-
Цент делал на изучение логических концепций.
В психологических работах Джемса не столько изложена цело-
Стная система взглядов, сколько дан набор концепций, которые по-
Служили основой различных подходов в современной психологии -