Пользовании тех видов эксперимента, которые предложил Вундт
Можно изучить лишь результат, но не сам психический акт, Брен-
Тано решительно отвергал принятую в лабораториях эксперимен-
Тальной психологии процедуру анализа, считая, что она извраща-
Ет реальные психические процессы и феномены, которые следует
Изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естест-
Венным течением. Скептически относился он и к возможности
Объективного наблюдения, лишь ограниченно допуская этот ме-
Тод в психологию, так как безусловно очевидными считал только
Психические феномены, данные во внутреннем опыте. Он подчер-
Кивал, что знание о внешнем мире носит вероятный характер.
Уроки Брентано, поставившего задачей описать, как работает
Сознание, оказали большое влияние на формирующиеся в то вре-
Мя психологические направления. У него учились и под прямым
Воздействием его идей находились многие исследователи. В числе
Обучавшихся у Брентано был и З.Фрейд, отмечавший, что это был
Единственный курс, не связанный напрямую с медициной, который
Он полностью прослушал за время обучения в Вене. Основатель
Философского направления феноменологии Э.Гуссерль, который
Также был учеником Брентано, подчеркивал, что в отличие от фи-
Лософии, изучающей феномены сознания (как сенсорные, так и
Представляемые в виде форм, ценностей, понятий), психология
Изучает процессы, акты сознания.
Утвердив принцип активности сознания, Брентано стал пионе-
Ром европейского функционализма, разработка которого была про-
Должена в трудах К.Штумпфа (1848-1936). Штумпф был профес-
Сором кафедры философии в Праге, Галле и Мюнхене. С 1894 г. он
работал в Берлинском университете, где организовал психологиче-
Скую лабораторию. Под влиянием Брентано он также пришел к вы-
Воду, что предметом психологии должно стать исследование психо-
логических функций или актов (≪воспринимания≫, понимания, хо-
Тения и др.). Так, исследованию подлежит не цвет объекта (кото-
Рый представляет собой, согласно Штумпфу, феномен, а не функ-
Цию сознания), а акт (или действие) субъекта, благодаря которому
Человек осознает этот цвет в его отличии от других. Среди функций
Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные
(или аффективные). Эмотивные функции состоят из противополож-
Ных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и
Избегание. Эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые
явления, которые были названы ≪чувственными ощущениями≫.
С детства увлекаясь музыкой, Штумпф в большинстве своих
Экспериментальных работ сосредоточился на изучении восприятия
Музыкальных тонов. Эти работы были обобщены в его двухтомном
труде ≪Психология тонов≫ (1883-1890), внесшем самый крупный
После Гельмгольца вклад в исследование психологической акусти-
Ки. Полемизируя с Вундтом, Штумпф считал противоестествен-
Ным расчленение показаний интроспекции на отдельные элементы.
Результатам тех опытов, которые проводились натренированными
В интроспективном анализе сознания психологами вундтовской
Школы, Штумпф противопоставил в качестве заслуживающих боль-
Шего доверия свидетельства экспертов-музыкантов.
Важным моментом в исследованиях Штумпфа было то, что он
Рассматривал музыку как феномен культуры. Он создал архив
Фонограмм с 10 тысячами фонографических записей примитивной
Музыки различных народов. Его исследование психологии про-
странственных представлений, изложенное в работе ≪О психоло-
гическом происхождении пространственных представлений≫ (1881),
Стало настольной книгой для многих ученых, занимавшихся впо-
Следствии этой проблемой. Он принимал участие в исследованиях
по детской психологии, организовав немецкое ≪Общество детской
психологии≫, а также по зоопсихологии, доказав, в частности, при
обсуждении нашумевшего феномена ≪умного Ганса≫ (лошади, ко-
торая выстукивала копытом ≪решение≫ арифметических задач), что
Животное реагировало на еле заметные движения дрессировщика.
Штумпф был не только замечательным ученым, но и хорошим
Педагогом, многие из его учеников стали впоследствии известными
Психологами, в том числе и один из основателей гештальтпсихоло-
Гии - В. Келер, которому он оказал содействие при организации по-
Ездки в Африку для изучения поведения человекообразных обезьян.