Же как и работы Н. Аха, усовершенствовавшего в 1905 г. методику
Систематической интроспекции, доказали наличие несенсорных
Компонентов в сознании. Выявили они и наличие нового, неиз-
Вестного фактора, детерминирующего процесс мышления. Это не
Был поток ассоциаций, но он и не направлялся апперцепцией, как
Считал Вундт.
В 1906 г. Ах начал, вслед за изучением мышления, исследовать
Волевой акт. Он исходил из того, что принцип построения этих
Актов одинаков (что подтверждал и Вундт) и реагирование в ответ
На раздражитель нажатием на ключ ничем не отличается от реа-
Гирования словом. На основе полученных результатов он ввел
Понятие детерминирующей тенденции, направляющей ход дея-
Тельности в обоих процессах и помогающей достичь лучшего ре-
Зультата.
В экспериментах К. Бюлера испытуемому уже предлагались ло-
Гические и арифметические задачи. Обдумывая их, он должен был
Замечать путь, который ведет к решению. В результате Бюлер и
Уатт пришли к выводу о том, что принятие задачи является глав-
Ным фактором, определяющим процесс мышления, т.е. именно
задача, ее содержание направляет и регулирует этот процесс. Таким
Образом, мышление стало рассматриваться не как одномоментный
Акт, а как процесс, имеющий начало, время протекания и результат.
Более детальное изучение динамики мышления помогло выявить
Новые важные закономерности.
Прежде всего к ним относится понятие установки, которая оп-
Ределяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор
Идей. Понятие установки, принятое в Вюрцбургской школе, естест-
Венно, отличалось от современной ее трактовки, но также подразу-
Мевало бессознательную направленность на решение задачи, кото-
Рая возникает у испытуемого в момент принятия этой задачи как
Цели. В зависимости от этой установки (которая в некоторой степе-
ни рассматривалась и как аналог современной мотивации), испыту-
емые выполняют задание быстрее или медленнее, более или менее
Продуктивно. Содержание направленности на решение задачи Кюль-
Пе и его сотрудники связали со значением данной задачи или ситуа-
Ции в целом для испытуемых. Так в психологии появилась новая
Категория, трактуемая достаточно широко - как значение умст-
Венного образа, значение инструкции, значение ситуации в целом.
Такая трактовка сближала позицию Вюрцбургской школы с по-
Зицией Ф. Брентано, при этом динамика умственных образов соот-
Носилась с интенциональными актами, а их значение - с феномена-
Ми сознания, о которых писал ученик Брентано Э. Гуссерль.
Экспериментальная программа Кюльпе была в основном выпол-
Нена к 1909 г., когда он переехал в Бонн, а затем в Мюнхен, где
Отошел от экспериментальной психологии и занялся преимущест-
Венно философией и эстетикой.
После его отъезда эксперименты были продолжены О. Зельцем,
Который исследовал зависимость процесса мышления от структуры
Решаемой задачи. Среди важнейших открытий Зельца особое место
занимает понятие антиципаторной схемы, обогатившее представ-
Ление о процессе решения идеей о возможности предвидеть его ре-
Зультат уже в начале мыслительной деятельности.
Из многих учеников Кюльпе необходимо упомянуть и о М. Верт-
Геймере - одном из создателей гештальтпсихологии и Дж. Энджел-
Ле - одном из лидеров американской функциональной психологии.
Экспериментальное исследование мышления, начатое в Вюрц-
Бургской школе, было продолжено другими исследователями и
Стало одной из самых обширных областей экспериментальной пси-
Хологии. Однако первые материалы получили именно Кюльпе и его
Сотрудники, главными достижениями которых стало распростра-
Нение экспериментального метода на высшие психические про-
Цессы (мышление и волю). В экспериментах, проводимых в Вюрц-
Бургской школе, было впервые доказано, что мышление пред-
Ставляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и
Зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установ-
Ки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно по-
Казали, что психологические закономерности мышления несводи-
Мы к логическим. Таким образом, изучение мышления стало при-
Обретать психологические контуры.
Функционализм
Работы Вюрцбургской школы доказали невозможность свести
содержание психики к набору отдельных элементов, составляю-