Же как и работы Н. Аха, усовершенствовавшего в 1905 г. методику

Систематической интроспекции, доказали наличие несенсорных

Компонентов в сознании. Выявили они и наличие нового, неиз-

Вестного фактора, детерминирующего процесс мышления. Это не

Был поток ассоциаций, но он и не направлялся апперцепцией, как

Считал Вундт.

В 1906 г. Ах начал, вслед за изучением мышления, исследовать

Волевой акт. Он исходил из того, что принцип построения этих

Актов одинаков (что подтверждал и Вундт) и реагирование в ответ

На раздражитель нажатием на ключ ничем не отличается от реа-

Гирования словом. На основе полученных результатов он ввел

Понятие детерминирующей тенденции, направляющей ход дея-

Тельности в обоих процессах и помогающей достичь лучшего ре-

Зультата.

В экспериментах К. Бюлера испытуемому уже предлагались ло-

Гические и арифметические задачи. Обдумывая их, он должен был

Замечать путь, который ведет к решению. В результате Бюлер и

Уатт пришли к выводу о том, что принятие задачи является глав-

Ным фактором, определяющим процесс мышления, т.е. именно

задача, ее содержание направляет и регулирует этот процесс. Таким

Образом, мышление стало рассматриваться не как одномоментный

Акт, а как процесс, имеющий начало, время протекания и результат.

Более детальное изучение динамики мышления помогло выявить

Новые важные закономерности.

Прежде всего к ним относится понятие установки, которая оп-

Ределяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор

Идей. Понятие установки, принятое в Вюрцбургской школе, естест-

Венно, отличалось от современной ее трактовки, но также подразу-

Мевало бессознательную направленность на решение задачи, кото-

Рая возникает у испытуемого в момент принятия этой задачи как

Цели. В зависимости от этой установки (которая в некоторой степе-

ни рассматривалась и как аналог современной мотивации), испыту-

емые выполняют задание быстрее или медленнее, более или менее

Продуктивно. Содержание направленности на решение задачи Кюль-

Пе и его сотрудники связали со значением данной задачи или ситуа-

Ции в целом для испытуемых. Так в психологии появилась новая

Категория, трактуемая достаточно широко - как значение умст-

Венного образа, значение инструкции, значение ситуации в целом.

Такая трактовка сближала позицию Вюрцбургской школы с по-

Зицией Ф. Брентано, при этом динамика умственных образов соот-

Носилась с интенциональными актами, а их значение - с феномена-

Ми сознания, о которых писал ученик Брентано Э. Гуссерль.

Экспериментальная программа Кюльпе была в основном выпол-

Нена к 1909 г., когда он переехал в Бонн, а затем в Мюнхен, где

Отошел от экспериментальной психологии и занялся преимущест-

Венно философией и эстетикой.

После его отъезда эксперименты были продолжены О. Зельцем,

Который исследовал зависимость процесса мышления от структуры

Решаемой задачи. Среди важнейших открытий Зельца особое место

занимает понятие антиципаторной схемы, обогатившее представ-

Ление о процессе решения идеей о возможности предвидеть его ре-

Зультат уже в начале мыслительной деятельности.

Из многих учеников Кюльпе необходимо упомянуть и о М. Верт-

Геймере - одном из создателей гештальтпсихологии и Дж. Энджел-

Ле - одном из лидеров американской функциональной психологии.

Экспериментальное исследование мышления, начатое в Вюрц-

Бургской школе, было продолжено другими исследователями и

Стало одной из самых обширных областей экспериментальной пси-

Хологии. Однако первые материалы получили именно Кюльпе и его

Сотрудники, главными достижениями которых стало распростра-

Нение экспериментального метода на высшие психические про-

Цессы (мышление и волю). В экспериментах, проводимых в Вюрц-

Бургской школе, было впервые доказано, что мышление пред-

Ставляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и

Зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установ-

Ки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно по-

Казали, что психологические закономерности мышления несводи-

Мы к логическим. Таким образом, изучение мышления стало при-

Обретать психологические контуры.

Функционализм

Работы Вюрцбургской школы доказали невозможность свести

содержание психики к набору отдельных элементов, составляю-

Наши рекомендации