Организационно обособиться от них, он не вошел в Американскую

психологическую ассоциацию и создал свою группу ≪Эксперимен-

талисты≫, проводившую ежегодные конференции. В дальнейшем

он издавал ≪Журнал экспериментальной психологии≫.

Вюрцбургская школа

Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем,

Что именно в ней впервые было начато экспериментальное изуче-

Ние мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе

(1862-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вундта;

под его руководством он обучался в Лейпцигском университете, а

Позднее писал докторскую диссертацию, которую защитил в 1887 г.

Вундту же он посвятил свою первую книгу ≪Очерк психологии, ос-

нованной на эксперименте≫ (1893). После окончания университета

Он работал у Вундта ассистентом, затем экстраординарным про-

фессором. В 1894 г., получив приглашение от университета Вюрц-

Бурга, он переехал в этот город и в 1896 г. создал там психологиче-

Скую лабораторию.

В первые годы своей деятельности он частично повторял экс-

Перименты, проводимые в Лейпцигской лаборатории, частично со-

Вершенствовал интроспективный метод. Изменение инструкции,

Которая дается испытуемому перед началом эксперимента, привело

К тому, что главное внимание в работах Кюльпе и его сотрудников

Было сконцентрировано уже не на результатах деятельности (ско-

Рости ответа, его точности и т.д.), а на ее процессе. Поставив пе-

Ред испытуемым задачу и наблюдая за ее решением, Кюльпе фак-

Тически начал экспериментальное изучение процесса мышления.

Тем самым было опровергнуто мнение Вундта о том, что экспери-

Ментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные)

Процессы и что сознание представляет собой сенсорную мозаику,

Т. е. комплексы взаимосвязанных сенсорных элементов - ощущений

И представлений.

Эксперименты Вюрцбургской школы показали, что испытуе-

Мый при выполнении заданий совершает умственные операции,

Которые он обычно не осознает. Из этого следовало, во-первых,

что наряду с сенсорным ≪материалом≫ в ≪ткань≫ психологической

Жизни человека включены элементы, несводимые к ощущениям,

Во-вторых, что эти элементы сопряжены с действиями субъекта,

Его умственной деятельностью и, наконец, в-третьих, что неосоз-

Нанность этих актов в момент их совершения требует внести кор-

Рективы в метод интроспекции.

Работа Кюльпе над модификацией метода интроспекции при-

вела к его преобразованию в метод ≪систематической эксперимен-

тальной интроспекции≫. Решая интеллектуальную задачу (напри-

Мер, устанавливая логическую связь между понятиями), испытуе-

Мый должен был дать ретроспективный отчет о состояниях созна-

Ния, пережитых им в процессе решения. Этот самоотчет назывался

Систематическим, поскольку весь процесс точно разделялся на вре-

Менные отрезки и повторялся множество раз с целью коррекции

Описания. Было установлено, что мысль, с психологической точки

Зрения, можно охарактеризовать не только негативно (как качест-

Венно отличную от сенсорных данных), но и позитивно, как опери-

Рующую значениями. Тем самым решительно изменилось прежнее

Представление о содержании сознания, в состав которого вводи-

Лись новые феномены - умственные образы.

Эти выводы направили Кюльпе на разработку собственной про-

Граммы лабораторных исследований сознания, которую успешно

Реализовали его ученики. Он не сформулировал эту программу в

какой-либо специальной работе - ни в ≪Очерках психологии≫, ни

в ≪Лекциях по психологии≫, которые уже после его смерти были

Изданы в 1920 г. К. Бюлером. Кюльпе делился своими замыслами и

Гипотезами с молодыми психологами, был испытуемым в их экспе-

Риментальных занятиях. Его мягкий характер и доброжелательная

Критика способствовали созданию в небольшом коллективе твор-

Ческой атмосферы, благодаря которой этот коллектив оказался

Гораздо более эффективным генератором новых идей, чем десятки

Других лабораторий в различных странах.

В опытах Марбе (1901) от испытуемых требовалось при взвеши-

Вании предметов сообщить не только о том, какой из них тяжелее,

Но и о том, как они пришли к этому выводу. Целью опытов Уатта

И Мессера было проследить за тем, какие процессы происходят в

Сознании испытуемого в промежутке между восприятием слова-

Стимула и ответной словесной реакцией. Эти эксперименты, так

Наши рекомендации