Ции с тем, чтобы он открывал экспериментатору истинную карти-
Ну сознания, так как под сознанием, согласно его мысли, следует
Понимать совсем не то, что сообщает обычное самонаблюдение,
Свойственное каждому человеку. Он подчеркивал, что понимает
под сознанием ≪экзистенциальный термин≫, т. е. психическую ре-
Альность, которую не следует отождествлять с данными традици-
онной интроспекции. В конце жизни он даже термин структурная
психология часто заменял определением экзистенциальная психоло-
гия, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житей-
ских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в
Физиологии).
Сознание имеет собственную структуру и содержание, скрытое
За протекающими в нем явлениями, подобно тому как от обычно-
Го восприятия действительности скрыты реальные процессы, изу-
Чаемые физикой и химией. Для того чтобы понять истинную кар-
Тину сознания, необходима специальная тренировка испытуемых,
Поскольку они склонны сообщать о внешнем объекте (стимуле),
вызвавшем ощущение, а не о собственных ощущениях. Например,
Говорят, что видят яблоко, но не предмет определенной формы,
Цвета или размера. Так как объект почти всегда влияет на процесс
Восприятия, интроспекция эффективна только тогда, когда избе-
гает ≪ошибки стимула≫, т.е. не смешивает ощущение объекта с
Объектом ощущения.
Придя, как и ученые Вюрцбургской школы, к выводу о необхо-
Димости систематической экспериментальной интроспекции, Тит-
Ченер кардинально расходился с ними в анализе полученных ре-
Зультатов. Он отверг также их концепцию, согласно которой к
Выделенным Вундтом элементам сознания следует присоединить
особые образования в виде умственных образов или значений,
Лишенных сенсорного характера. Это положение противоречило и
Основаниям структурализма, так как сенсорные элементы (ощуще-
Ния, образы) не могут создать несенсорные, чисто интеллектуаль-
Ные структуры.
В противовес этому Титченер предложил ≪контекстную теорию
значения≫. Речь шла о разграничении образа и значения. Свобод-
ное от чувственных образов психическое содержание, названное
Вюрцбургской школой значением, сводится, согласно Титченеру,
К особой разновидности чувственно-образного опыта. Представ-
Ление о каком-либо объекте строится из совокупности чувственных
Элементов. Значительная их часть может покидать сознание, в ко-
Тором остается лишь сенсорная сердцевина, достаточная, чтобы
Воспроизвести всю совокупность. Таким образом, наш опыт состо-
Ит из множества психических элементов, образующих контекст, в
котором имеются ≪темные≫ мышечные и органические ощущения.
Они составляют ≪сердцевину≫ неосознаваемого контекста и служат
Реальным психическим эквивалентом безобразной мысли. Если ис-
Пытуемый при решении умственной задачи не осознает чувственно-
Образного состава значений, то это связано только с недостаточной
Тренированностью интроспекции.
Хотя обращение к ощущениям, связанным телом, подрывало
Один из исходных тезисов Титченера об особой материи сознания,
Данной исключительно в переживаниях, внутреннем опыте субъ-
Екта, однако оно соотносило опыт с реальным поведением. При
Этом контекстная теория сохраняла в неприкосновенности более
Важный постулат о сенсорной ткани сознания. В то же время сам
Факт интроспекции при получении совершенно противоположных
Результатов структурной психологией и Вюрцбургской школой
Все больше доказывал несостоятельность этого метода.
В еще большей степени, чем концепции Вюрцбургской школы,
Титченер противопоставлял свой подход функциональному на-
Правлению. Полемизируя с функционалистами, Титченер доказы-
Вал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться во-
Просом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он пол-
ностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере
Практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной
Наукой.
Поскольку функционализм в 10-е годы XX в. стал господствую-
Щим направлением в американской психологии, Титченер противо-
Поставил свою школу всем другим школам и направлениям. Чтобы