Хических отношений раскрывал зависимость события от внутрен-
них взаимоотношений элементов внутри комплекса, например ме-
Лодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные
Тона. Закон контраста, который Вундт распространял главным
Образом на эмоциональную сферу, говорил о том, что противопо-
ложности усиливают друг друга и, например, после горя даже не-
Большая радость кажется значительной. Закон гетерогенности
Целей гласил, что при совершении поступка могут возникнуть не
Предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на
Его мотив.
Однако главной заслугой Вундта является не его теоретическая
Концепция, а разработка экспериментального метода исследования
психики. Уже в своей первой книге ≪Материалы к теории чувствен-
ного восприятия≫ (1862), опираясь на факты, относящиеся к дея-
Тельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею созда-
Ния экспериментальной психологии. План ее формирования был
изложен в ≪Лекциях о душе человека и животных≫ (1863) и включал
Два направления исследований: анализ индивидуального сознания
С помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъ-
екта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями;
изучение ≪психологии народов≫, т.е. психологических аспектов
Культуры - языка, мифа, нравов различных народов и т. п.
Следуя этому замыслу, Вундт первоначально сосредоточился
На изучении сознания субъекта, определив психологию как науку
о ≪непосредственном опыте≫. Он назвал ее физиологической психо-
Логией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались
Посредством специальных экспериментальных процедур, большая
Часть которых была разработана физиологией (преимущественно
Физиологией органов чувств - зрения, слуха и др.). Задача усмат-
Ривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, вы-
деляя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся.
Вундт использовал также достижения двух других новых разделов
Знания - психофизики, изучающей на основе эксперимента и с
Помощью количественных методов закономерные отношения ме-
Жду физическими раздражителями и вызываемыми ими ощуще-
Ниями, и направления, определяющего опытным путем время ре-
Акции субъекта на предъявляемые стимулы. Использовал он и
Достижения Гальтона, который предпринял попытку эксперимен-
Тально изучить, какие ассоциации может вызвать у человека сло-
Во как особый раздражитель. Оказалось, что на одно и то же сло-
Во человек, которому его предъявляют, отвечает различными ре-
Акциями, для подсчета и классификации которых Гальтон приме-
Нял количественные методы.
Объединив все эти методы и несколько модифицировав их,
Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых
Служит человек, можно изучать психические процессы, до этого
Времени недоступные для опытного исследования. Таким обра-
Зом, в лаборатории Вундта впервые были экспериментально изу-
Чены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители,
В том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены
в главном труде ≪Основы физиологической психологии≫ (1880-
1881). Эта книга стала первым учебником по новой дисциплине -
Экспериментальной психологии, обучаться которой приезжали в
Лабораторию Вундта ученые со всего мира.
В дальнейшем, оставив эксперимент, Вундт занялся разработкой
еще в юности задуманной им ≪второй ветви≫ психологии, посвя-
Щенной психическому аспекту создания культуры. Он написал
десятитомную ≪Психологию народов≫ (1900-1920), отличающуюся
Обилием материала по этнографии, истории языка, антропологии
И др. В этой работе Вундт также высказал важную мысль о том, что
Методом исследования психологии народа может стать анализ про-
дуктов его творческой деятельности, например языка, сказок, ми-
Фов, религии и других предметов культуры. В дальнейшем мысль о
Том, что анализ результатов творческой деятельности является спо-
Собом исследования психики, стала основополагающей и для дру-
Гих областей психологии, получив особое развитие в психоанализе.
С именем Вундта часто связывали появление психологии как
отдельной дисциплины. Хотя, как мы видели, это утверждение не
совсем точно, так как самостоятельность психология обрела значи-
Тельно раньше, его вклад в становление экспериментальной пси-