Века. Впоследствии этот подход был реализован в теории Селли.

Спенсер распространил законы эволюции не только на психи-

Ку, но и на социальную жизнь, сформулировав органическую тео-

Рию общества. Он говорил о том, что человеку необходимо при-

Спосабливаться не только к природе, но и к социальному окруже-

Нию, поэтому его психика развивается вместе с обществом. Он

Одним из первых психологов сравнил психологию дикаря и со-

Временного человека и сделал вывод о том, что у современного

Человека по сравнению с дикарями сильнее развито мышление, в

То время как у первобытных людей было больше развито воспри-

Ятие. Эти выводы в то время были достаточно нетрадиционны и

Принципиальны, они позволили ученым разработать сравнитель-

Ные методы психических исследований, которые получили широ-

Кое распространение. Анализируя разницу в психическом разви-

Тии людей, принадлежащих к разным народам и живущих в раз-

Ное время, Спенсер отказался от прежних взглядов ассоцианизма

На прижизненность формирования знаний. Он писал, что наибо-

Лее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепля-

Ются в мозге человека и передаются по наследству, таким обра-

зом, ≪сознание не чистый лист, оно полно предуготованных ассо-

циаций≫. Эти врожденные ассоциации и определяют разницу ме-

Жду мозгом европейца и туземца, разницу между сознанием раз-

Ных народов.

Теория Спенсера получила признание среди психологов, оказа-

Ла огромное влияние на дальнейшее развитие психологии, прежде

Всего на усиление ее связи с естествознанием и поиски объектив-

Ного метода, и способствовала созданию экспериментальной пси-

Хологии.

Становление экспериментальной психологии

С расширением предмета психологических исследований появи-

Лась перспектива разработки новых, экспериментальных методов,

В которых можно было бы использовать специальное оборудова-

Ние, повышающее точность и достоверность результатов наблю-

Дения, и применения математики для обсчета полученных данных.

Большое значение для становления экспериментального метода в

Психологии имели достижения физиологов, изучавших работу ор-

Ганов чувств и нервной системы. Прежде всего, речь идет о разра-

Ботке анатомо-морфологической модели рефлекса, наполнившей

Достаточно умозрительные концепции Декарта и Гартли реальным

содержанием.

Новую эпоху в развитии знаний о рефлексе открыли работы

Чешского анатома, психофизиолога и врача И. Прохазки. Он ввел

понятие об ≪общем чувствилище≫, которое является важнейшей

Частью рефлекторной системы; это область головного мозга, где

Берут свое начало нервы, при раздражении которых происходит

Переход от ощущения к двигательному ответу организма на внеш-

Ний импульс. Тем самым впервые получила четкое, не умозритель-

Ное, но проверенное физиологическими опытами, описание схема

Рефлекторного акта.

Работа Прохазки ≪Трактат о функциях нервной системы≫ была

Написана в конце XVIII в., но, по мнению крупнейших современных

Ученых, в ней содержится все, что можно сказать о рефлекторной

Дуге и сегодня. В трактате Прохазка специально подчеркивает, что

Отражение в головном мозге происходит не по физическим зако-

Нам, согласно которым угол падения равен углу отражения. Это

Выражается в том, что внешние раздражения оцениваются живым

Телом с точки зрения того, приносят ли они ему вред или пользу.

В первом случае организм посредством рефлекса отклоняет вредное

Воздействие от тела, во втором - совершает движения, которые

Позволяют ему сохранить как можно дольше благоприятное по-

Ложение. Очевидно, что здесь действуют законы, неведомые неор-

ганическому миру. Эти законы, как отмечал Прохазка, ≪записаны

самой природой≫ в центрах головного мозга - в общем чувстви-

Лище, где и происходит переход чувствительных (сенсорных, цен-

Тростремительных) нервов в двигательные (моторные, центробеж-

Ные). Иными словами, этот переход зафиксирован в самом морфо-

Логическом устройстве нервной системы, закрепляющем связь

Нервов в виде рефлекторной дуги.

При этом, согласно Прохазке, такой прямой переход - только

Элементарная форма выражения более общего рефлекторного прин-

Ципа жизнедеятельности организма. Принцип, о котором здесь

Идет речь, позволяет объяснить и более сложные формы перехода

Наши рекомендации