Века. Впоследствии этот подход был реализован в теории Селли.
Спенсер распространил законы эволюции не только на психи-
Ку, но и на социальную жизнь, сформулировав органическую тео-
Рию общества. Он говорил о том, что человеку необходимо при-
Спосабливаться не только к природе, но и к социальному окруже-
Нию, поэтому его психика развивается вместе с обществом. Он
Одним из первых психологов сравнил психологию дикаря и со-
Временного человека и сделал вывод о том, что у современного
Человека по сравнению с дикарями сильнее развито мышление, в
То время как у первобытных людей было больше развито воспри-
Ятие. Эти выводы в то время были достаточно нетрадиционны и
Принципиальны, они позволили ученым разработать сравнитель-
Ные методы психических исследований, которые получили широ-
Кое распространение. Анализируя разницу в психическом разви-
Тии людей, принадлежащих к разным народам и живущих в раз-
Ное время, Спенсер отказался от прежних взглядов ассоцианизма
На прижизненность формирования знаний. Он писал, что наибо-
Лее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепля-
Ются в мозге человека и передаются по наследству, таким обра-
зом, ≪сознание не чистый лист, оно полно предуготованных ассо-
циаций≫. Эти врожденные ассоциации и определяют разницу ме-
Жду мозгом европейца и туземца, разницу между сознанием раз-
Ных народов.
Теория Спенсера получила признание среди психологов, оказа-
Ла огромное влияние на дальнейшее развитие психологии, прежде
Всего на усиление ее связи с естествознанием и поиски объектив-
Ного метода, и способствовала созданию экспериментальной пси-
Хологии.
Становление экспериментальной психологии
С расширением предмета психологических исследований появи-
Лась перспектива разработки новых, экспериментальных методов,
В которых можно было бы использовать специальное оборудова-
Ние, повышающее точность и достоверность результатов наблю-
Дения, и применения математики для обсчета полученных данных.
Большое значение для становления экспериментального метода в
Психологии имели достижения физиологов, изучавших работу ор-
Ганов чувств и нервной системы. Прежде всего, речь идет о разра-
Ботке анатомо-морфологической модели рефлекса, наполнившей
Достаточно умозрительные концепции Декарта и Гартли реальным
содержанием.
Новую эпоху в развитии знаний о рефлексе открыли работы
Чешского анатома, психофизиолога и врача И. Прохазки. Он ввел
понятие об ≪общем чувствилище≫, которое является важнейшей
Частью рефлекторной системы; это область головного мозга, где
Берут свое начало нервы, при раздражении которых происходит
Переход от ощущения к двигательному ответу организма на внеш-
Ний импульс. Тем самым впервые получила четкое, не умозритель-
Ное, но проверенное физиологическими опытами, описание схема
Рефлекторного акта.
Работа Прохазки ≪Трактат о функциях нервной системы≫ была
Написана в конце XVIII в., но, по мнению крупнейших современных
Ученых, в ней содержится все, что можно сказать о рефлекторной
Дуге и сегодня. В трактате Прохазка специально подчеркивает, что
Отражение в головном мозге происходит не по физическим зако-
Нам, согласно которым угол падения равен углу отражения. Это
Выражается в том, что внешние раздражения оцениваются живым
Телом с точки зрения того, приносят ли они ему вред или пользу.
В первом случае организм посредством рефлекса отклоняет вредное
Воздействие от тела, во втором - совершает движения, которые
Позволяют ему сохранить как можно дольше благоприятное по-
Ложение. Очевидно, что здесь действуют законы, неведомые неор-
ганическому миру. Эти законы, как отмечал Прохазка, ≪записаны
самой природой≫ в центрах головного мозга - в общем чувстви-
Лище, где и происходит переход чувствительных (сенсорных, цен-
Тростремительных) нервов в двигательные (моторные, центробеж-
Ные). Иными словами, этот переход зафиксирован в самом морфо-
Логическом устройстве нервной системы, закрепляющем связь
Нервов в виде рефлекторной дуги.
При этом, согласно Прохазке, такой прямой переход - только
Элементарная форма выражения более общего рефлекторного прин-
Ципа жизнедеятельности организма. Принцип, о котором здесь
Идет речь, позволяет объяснить и более сложные формы перехода