Жение в сфере психического. Для Гербарта сохранение психологии
Как науки о душе было важным постулатом его концепции психи-
Ческого, так как душа в его понимании есть центр, в котором хра-
Нятся и перерабатываются знания, который служит источником
Активности человеческой личности, а не просто соединяет в себе
Различные психические процессы. Развивая теорию Лейбница о
Структуре души, Гербарт писал, что в душе можно выделить три
Слоя - апперцепцию, перцепцию и бессознательное. При этом под
Апперцепцией он понимал область ясного и отчетливого сознания,
А под перцепцией - область смутного сознания. Таким образом, и
Для Гербарта область души была шире, чем область сознания, и для
Него большое значение, как и для Лейбница, имело бессознательное.
Огромное значение для развития объективной психологии и про-
Никновения в нее математических способов обработки полученных
Данных имела идея Гербарта о динамике представлений. Он исхо-
Дил из предположения, что каждое представление обладает опреде-
Ленной силой, зарядом, т.е. ввел в психологию еще один параметр -
Силу, добавляя его к уже существовавшему параметру - времени.
Наличие этих двух параметров позволяло применить к исследова-
Нию психических процессов математический аппарат, который
Придавал объективность получаемым при исследовании данным.
Не меньшее значение введение этого параметра имело и для
Развития исследования порогов ощущений, которое впоследствии
Было предпринято Фехнером. С точки зрения Гербарта, каждое
Представление стремится попасть в центральную область души -
Область сознания. Однако объем этой области, так же как и об-
Ласти апперцепции, не безграничен, и поэтому попасть туда может
Только представление, обладающее достаточной интенсивностью,
Т. е. такой силой, которая может преодолеть порог, отделяющий
Сознание от бессознательного. Еще большую интенсивность долж-
Но иметь представление для того, чтобы преодолеть порог аппер-
Цепции и попасть в центр внимания человека, в область отчетли-
Вого сознания. Хотя сам Гербарт и не имел еще возможности экс-
Периментально изучить ту наименьшую интенсивность, которая
Необходима представлению для того, чтобы попасть в сознание,
идея порога ощущения связана именно с этими его работами.
Естественно, что каждое сильное представление, попадая в со-
Знание, вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое
Представление. Отсюда Гербарт сделал вывод о том, что между
Противоположными представлениями существуют отношения кон-
Фликта, вытеснения. Однако существуют, подчеркивал он, и сход-
Ные представления, которые могут соединяться или даже сливать-
Ся в одно. В том случае, если в области сознания человека уже на-
Ходится сходное представление, новому знанию не надо обладать
Очень высокой интенсивностью, так как оно не вытесняет старое,
А сливается с ним и таким образом попадает в сознание. Более то-
Го, если в области смутного сознания или бессознательного рас-
Положены некие представления, к которым добавляются даже и не
Очень сильные, но сходные новые представления, сливаясь, они
Могут стать достаточно интенсивными для перехода из бессозна-
Тельной части души в сознание.
Эта концепция Гербарта, которую он назвал ≪теорией статики
и динамики представлений≫, сыграла большую роль и в теории
Обучения. Гербарт выдвинул идею о четырех принципах обучения,
Которые должны учитываться при разработке новых методов и
Обучающих программ. Он говорил о необходимости ясности, ассо-
Циаций, системы и метода. С его точки зрения, методика обучения
Должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попало в центр
Внимания человека, для чего оно должно быть или достаточно
Привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у
Субъекта знаниями. В любом случае, знание сохранится в душе
Только в том случае, если оно войдет в систему с другими, уже
Имеющимися там знаниями. Механизмом такого соединения поня-
Тий являются классические законы ассоциаций.
Теория Гербарта, в которой появились новые и актуальные для
Психологии идеи о динамике представлений, их связях и конфлик-
Тах, их расположении в душе человека, была одной из самых рас-
Пространенных и значимых психологических теорий в прошлом
Веке. Она сыграла важную роль и в дальнейшем развитии психо-