Ным источником познания и являются наши восприятия, на осно-

Вании которых мы создаем свои суждения о внешнем мире и о себе.

Таким образом устраняется противопоставление объекта и субъ-

Екта, так как объект - комплекс восприятий, а субъект - процесс

Восприятия. Разница между этими разными группами восприятий

Лишь в их комбинациях, но не в происхождении.

Источником знаний являются переживания человека, которые

Подразделяются им на впечатления и представления (или идеи).

С точки зрения Юма, разница между впечатлениями и представле-

Ниями не в том, что одни (ощущения) отражают реально сущест-

Вующие предметы, а другие (представления) - воспоминания о них,

а только в их силе и отчетливости. Он писал, что ≪существует раз-

ница между болью от чрезмерного жара и... возобновлением этого

впечатления в памяти... которое никогда не может достигнуть силы

и живости первичного чувства≫.

При этом простые идеи происходят от простых впечатлений,

Которым они и соответствуют и которые, как правило, достаточ-

Но точно воспроизводят. Но существуют и более сложные идеи,

Которые не связаны напрямую с опытом. Так, человек может пред-

Ставить себе крылатую лошадь или золотую гору, которых он ни-

Когда не видел и не увидит, однако составные части любой, самой

Сложной, идеи все же происходят из впечатлений. Для доказатель-

Ства этого положения Юм использует данные не только психоло-

Гии, но и медицины, говоря о том, что у слепых от рождения лю-

Дей не существует идеи цвета. Эти же данные используются и в

Современной психологии, известно о различии в содержании соз-

нания у ≪нормальных людей≫ и людей с отклонениями или трав-

Мами органов чувств.

Рассуждения о механизмах формирования сложных идей при-

Вели Юма к обсуждению роли ассоциаций, которые лежат в осно-

Ве мышления. Он выделял ассоциации по сходству, контрасту (о

Чем писал и Беркли), смежности в пространстве и времени, а также

По закону причинной связи. Последние стали предметом особенно

Пристального анализа с его стороны.

Он доказывал, что на основе одного восприятия, без опыта,

Невозможно составить картины мира и тем более действовать в

Нем. Так, наблюдая за текущей водой, можно сказать о ее цвете

Или быстроте течения, но нельзя предположить, что в ней можно

Утонуть или что по ней можно сплавлять бревна. Ни один объект

Не проявляет при чувственном восприятии ни причин, его поро-

Дивших, ни действий, которые он может произвести. Только опыт

Раскрывает эти связи, и человек, привыкнув наблюдать за явле-

Ниями, происходящими в определенной последовательности, на-

Чинает думать, что одно явление служит причиной другого. Но

Любой опыт человека ограничен, поэтому то, что кажется ему

Причинно-следственной связью, может быть связью случайной.

Наше предвидение, основывающееся на привычке и опыте, может

Быть лишь вероятным, но не истинным.

Отрицая достоверную связь между явлениями, Юм приходил к

Выводу, что источник этой связи не внешний мир, но сам человек,

Особенности его психики, которые трансформируют собственные

Привычные представления в не зависящую от сознания причин-

Ную связь. По мнению Юма, не причинная связь лежит в основе

Ассоциаций, а ассоциация как универсальное свойство психики

Лежит в основе создания причинной связи, наших суждений. Так

Ассоциация, как и у Локка, становится причиной заблуждений,

Свойственных мышлению человека. Однако у Юма это заблуждение

Не ошибка, но закономерный результат мыслительного процесса,

Так как других знаний у человека и быть не может.

Важным было и положение Юма об отсутствии не только объек-

Та, но и субъекта. Действительно, если внешний мир - это комплекс

Впечатлений, которые человек связывает для своего удобства в оп-

Ределенные понятия, то ведь и результаты рефлексии своих мыслей

и переживаний связываются в комплекс ≪Я≫ по закону той же при-

Вычки. Никаких реальных данных о том, что эта связь достоверна,

у человека нет: ≪Вникая в то, что я называю своим "Я", я всегда

Наталкиваюсь на ту или иную единичную перцепцию - любви или

Ненависти, страдания или удовольствия. И никогда не могу пой-

мать свое "Я" отдельно от перцепции...≫ Таким образом, лишь ас-

Социация по причине и лежит в основе нашего мнения о том, что

это ≪Я≫ есть. Однако если идти за Юмом по пути последовательно-

Наши рекомендации