Человека уникальным и неповторимым. Обладая способностью
внутреннего самоопределения, монада всегда остается неизменной
И независимой, замкнутой единицей, которая, по определению
Лейбница, ≪не имеет окон≫. Это положение, с точки зрения учено-
Го, доказывало невозможность внешнего влияния на самоопреде-
Ление человека, в том числе и со стороны другого лица. Оно стало
Одним из самых дискутируемых в ходе развития социально-психо-
Логических исследований, поскольку такое понимание сущности
Личности не объясняет роль культуры в ее саморазвитии, роль
Другой личности в формировании самосознания и мировоззрения
Человека. В то же время представители феноменологии (а в даль-
нейшем частично и экзистенциализма), вспоминая эту мысль Лейб-
ница, доказывали, что отсутствие ≪окон≫ характерно именно для
процесса личностного самоопределения, развития экзистенции,
Которая является замкнутой и не поддается воздействию. Если в
Работах зарубежных ученых (Зигварта, Гуссерля и др.) идея Лейб-
ница сопоставлялась с замкнутым пространством, ≪одиночными
клетками≫, из которых человек стремится выйти к другим людям,
К культуре, то в российской духовной философии и психологии
(Лосский, Франк) эта проблема разрешалась с помощью все той же
Интуиции. Именно интуитивное познание, озарение, является, по
мысли этих ученых, тем механизмом, который распахивает ≪окна
души-монады≫, раскрывая ее навстречу другим душам и абсолют-
Ной истине.
Вместе с тем и сам Лейбниц не отрицал связь монады с окру-
Жающей действительностью, говоря о том, что она представляет
собой ≪живое зеркало Вселенной≫. Основой этой связи является
Восприятие, которое активно и субъективно, так как каждой мона-
Де присущи стремление (активность) и индивидуальность. Одним
Из важнейших открытий Лейбница было положение о том, что
Субъективность познания есть результат не пассивного усвоения
Материала, но активного его постижения. Поэтому собственная
Точка зрения естественна для человеческих понятий и не противоре-
Чит их истинности, как это считали большинство психологов, на-
Чиная с Демокрита.
Лейбниц писал, что каждый человек воспринимает окружаю-
Щий мир по-своему, исходя из своих собственных представлений и
Опыта. Не существует первичных или вторичных качеств предме-
Тов, о которых говорили Демокрит и (в Новое время) Д. Локк, так
Как даже на начальной стадии познания человек не может пассив-
Но воспринимать сигналы окружающей действительности. Полу-
Чаемый в результате такого восприятия образ окружающего мира
Необходимо включает в себя как свои собственные свойства (пер-
вичные качества), так и свойства, привнесенные субъектом (вторич-
ные качества), и их невозможно разграничить. Таким образом,
Каждый человек создает свою картину мира, но вместе с тем эти
Представления по сути своей тождественны и в отражении главных
Свойств и качеств окружающей действительности совпадают. Лейб-
Ниц сравнивал эту особенность человеческого познания с воспри-
ятием города, на который разные люди смотрят с разных точек:
≪...как один и тот же город, если смотреть на него с разных сторон,
кажется совершенно иным и как бы перспективно умноженным...≫;
Точно так же образов окружающего мира существует столько,
сколько людей. Однако все эти индивидуальные образы ≪суть толь-
Ко перспективы одного и того же соответственно различным точ-
кам зрения...≫ Именно в этой тождественности, соответствии
Свойств вещей природы идеям разума Лейбниц видит критерий
истинности знания: ≪Природа единообразна в том, что касается
Сути вещей, хотя и допускает разницу степеней большего и мень-
шего, а также степеней совершенства≫. Таким образом, субъектив-
Ность человеческого познания, по Лейбницу, является следствием
Активности и не противоречит объективности полученных знаний.
Это позволило Лейбницу сделать вывод о принципиальной по-
Знаваемости мира.
Душа-монада обладает единством и целостностью, организуя по
Этому принципу всю психическую жизнь человека. Лейбниц опи-
Сывал ее как непрерывный процесс, охватывающий сознательное
И бессознательное, все моменты которого объединены между собой
Таким образом, что новые элементы входят в органическую связь
С предшествующими и изменяют их. Используя достижения в об-