Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге

в семье профессора философии Лейпцигского университета. Обра-

зование он получил в Лейпцигском и Йенском университетах, где

Занимался изучением логики, философии, юриспруденции и мате-

Матики. Выросший в атмосфере научных исследований, Лейбниц

Еще в школе решил посвятить свою жизнь науке. Энциклопедиче-

Ские знания, широта и разносторонность интересов Лейбница,

Определявшие сферу его научно-практической деятельности, помог-

Ли ему сделать значительные открытия в различных областях нау-

Ки и техники. Лейбниц был одним из авторов дифференциального

И интегрального исчисления, изобрел счетную машину, произво-

Дящую сложные вычислительные действия с большими числами, и

Насосы для выкачивания воды из рудников. Он занимался про-

Блемами минералогии и геологии и опубликовал в 1691 г. одну из

Первых работ по вопросам происхождения и эволюции Земли -

≪Протогея≫. Его интересовали теория денег, монетные системы,

вопросы истории, языкознания, физики, политики и экономики.

Им была написана первая история брауншвейгской династии.

Лейбниц был основателем и первым президентом Берлинской Ака-

Демии наук, принимал участие в организации подобных центров

Науки в других городах и странах. По просьбе Петра I он разраба-

тывал план создания Академии наук в Санкт-Петербурге и состав-

Лял проекты организации научных исследований в России. Много-

Гранность интересов Лейбница связывала его с выдающимися уче-

Ными, общественными и политическими деятелями Европы, со мно-

Гими из которых он был знаком лично. Переписка Лейбница насчи-

тывает более 15 000 писем, адресованных примерно 1054 лицам.

Значительное место в системе его научных интересов занимали

вопросы философии и психологии, прежде всего теория познания,

что нашло отражение в его трудах - ≪Новые опыты о человече-

ском разуме≫ (1705), ≪Монадология≫ (1714).

С позиций последовательного рационализма, опираясь на за-

Коны и методы математики, которые позволяют выделить состав-

Ляющие единицы и изучить их свойства, он дал новое объяснение

Мирозданию, психическим функциям человека, отношению между

Духовным и телесным.

Мироздание Лейбниц мыслил в виде грандиозного механизма,

Первичными элементами которого являются неделимые и замкну-

Тые в себе центры жизненных сил. Таким образом, не разделяя по-

Ложения Спинозы о единой субстанции, Лейбниц говорил о суще-

ствовании множества субстанций, названных им монадами (от греч.

Monos - единое). Как единицы строения мира монады Лейбница

аналогичны ≪архе≫ античных психологов. Однако в отличие от ма-

Териальных атомов монада Лейбница представляет собой идеаль-

Ную единицу, это духовная субстанция, обладающая психической

Активностью.

В своих трудах, в том числе и в работе ≪Монадология≫ (1714),

Лейбниц писал о том, что основными свойствами монады явля-

Ются восприятие (перцепция) и стремление. Он подчеркивал, что

Перцепцию следует отличать от сознания - апперцепции, и считал

Ошибочным не признавать неосознаваемые восприятия. Говоря о

Том, что вся природа - это своего рода россыпь духовных единиц,

Лейбниц тем самым отвергал мнение, согласно которому психи-

Ческое есть сознательное, т. е. постигаемое благодаря способности

субъекта сосредоточиться на своем ≪Я≫. Он категорически утверж-

дал: ≪Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия,

которые она осознает, есть ее величайшее заблуждение≫. Тем са-

Мым психическое явление и его представленность на уровне созна-

Ния были разделены. Представление о психическом расширялось,

Так как в его сферу включалось не только сознание, но и бессозна-

Тельное. Эти идеи Лейбница особенно сказались на представлении

О психике в немецкой школе, в которой мысль о существовании

Бессознательного и его существенной роли в духовной жизни чело-

Века стала одним из постулатов.

Душа в теории Лейбница - это тоже монада, которая отличает-

Ся более отчетливым восприятием и памятью. Человеческая душа-

Монада обладает способностью к апперцепции, т. е. обладает созна-

Нием и самосознанием, и представляет собой высший уровень раз-

Вития монад. Поскольку монады отличаются друг от друга по

Своим свойствам и не существует двух совершенно тождественных

Монад, то и души людей отличаются друг от друга, делая каждого

Наши рекомендации