Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге
в семье профессора философии Лейпцигского университета. Обра-
зование он получил в Лейпцигском и Йенском университетах, где
Занимался изучением логики, философии, юриспруденции и мате-
Матики. Выросший в атмосфере научных исследований, Лейбниц
Еще в школе решил посвятить свою жизнь науке. Энциклопедиче-
Ские знания, широта и разносторонность интересов Лейбница,
Определявшие сферу его научно-практической деятельности, помог-
Ли ему сделать значительные открытия в различных областях нау-
Ки и техники. Лейбниц был одним из авторов дифференциального
И интегрального исчисления, изобрел счетную машину, произво-
Дящую сложные вычислительные действия с большими числами, и
Насосы для выкачивания воды из рудников. Он занимался про-
Блемами минералогии и геологии и опубликовал в 1691 г. одну из
Первых работ по вопросам происхождения и эволюции Земли -
≪Протогея≫. Его интересовали теория денег, монетные системы,
вопросы истории, языкознания, физики, политики и экономики.
Им была написана первая история брауншвейгской династии.
Лейбниц был основателем и первым президентом Берлинской Ака-
Демии наук, принимал участие в организации подобных центров
Науки в других городах и странах. По просьбе Петра I он разраба-
тывал план создания Академии наук в Санкт-Петербурге и состав-
Лял проекты организации научных исследований в России. Много-
Гранность интересов Лейбница связывала его с выдающимися уче-
Ными, общественными и политическими деятелями Европы, со мно-
Гими из которых он был знаком лично. Переписка Лейбница насчи-
тывает более 15 000 писем, адресованных примерно 1054 лицам.
Значительное место в системе его научных интересов занимали
вопросы философии и психологии, прежде всего теория познания,
что нашло отражение в его трудах - ≪Новые опыты о человече-
ском разуме≫ (1705), ≪Монадология≫ (1714).
С позиций последовательного рационализма, опираясь на за-
Коны и методы математики, которые позволяют выделить состав-
Ляющие единицы и изучить их свойства, он дал новое объяснение
Мирозданию, психическим функциям человека, отношению между
Духовным и телесным.
Мироздание Лейбниц мыслил в виде грандиозного механизма,
Первичными элементами которого являются неделимые и замкну-
Тые в себе центры жизненных сил. Таким образом, не разделяя по-
Ложения Спинозы о единой субстанции, Лейбниц говорил о суще-
ствовании множества субстанций, названных им монадами (от греч.
Monos - единое). Как единицы строения мира монады Лейбница
аналогичны ≪архе≫ античных психологов. Однако в отличие от ма-
Териальных атомов монада Лейбница представляет собой идеаль-
Ную единицу, это духовная субстанция, обладающая психической
Активностью.
В своих трудах, в том числе и в работе ≪Монадология≫ (1714),
Лейбниц писал о том, что основными свойствами монады явля-
Ются восприятие (перцепция) и стремление. Он подчеркивал, что
Перцепцию следует отличать от сознания - апперцепции, и считал
Ошибочным не признавать неосознаваемые восприятия. Говоря о
Том, что вся природа - это своего рода россыпь духовных единиц,
Лейбниц тем самым отвергал мнение, согласно которому психи-
Ческое есть сознательное, т. е. постигаемое благодаря способности
субъекта сосредоточиться на своем ≪Я≫. Он категорически утверж-
дал: ≪Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия,
которые она осознает, есть ее величайшее заблуждение≫. Тем са-
Мым психическое явление и его представленность на уровне созна-
Ния были разделены. Представление о психическом расширялось,
Так как в его сферу включалось не только сознание, но и бессозна-
Тельное. Эти идеи Лейбница особенно сказались на представлении
О психике в немецкой школе, в которой мысль о существовании
Бессознательного и его существенной роли в духовной жизни чело-
Века стала одним из постулатов.
Душа в теории Лейбница - это тоже монада, которая отличает-
Ся более отчетливым восприятием и памятью. Человеческая душа-
Монада обладает способностью к апперцепции, т. е. обладает созна-
Нием и самосознанием, и представляет собой высший уровень раз-
Вития монад. Поскольку монады отличаются друг от друга по
Своим свойствам и не существует двух совершенно тождественных
Монад, то и души людей отличаются друг от друга, делая каждого